Top.Mail.Ru
Поводом написания статьи стало участие в экспертизе проекта автоматизации крупнейшего российского банка, который принял решение перевести на полностью безбумажную основу процесс издания внутренних документов в ситуации определенных сложностей с использованием электронных подписей в информационной системе. Автор сначала подводит теоретическую основу, а потом дает конкретные рекомендации по ситуации: что стоит делать, а от чего пока лучше воздержаться.

Статья написана под лозунгом «Нет ничего практичнее хорошей теории!» Концепцию управления документами автор осмысливает и развивает примерно с 80-х годов, когда профессиональное сообщество начало изучать и обсуждать законодательство зарубежных стран об управлении документацией. Концепцию и методологию управления документами и в организационном, и в информационном аспектах автор реализовала на практике в двух проектах создания корпоративной информационной системы – сначала в банке «НИКойл», затем – в Финансовой Корпорации «УРАЛСИБ», а в настоящее время пропагандирует и применяет ее во многих проектах разработки систем электронного документооборота, консультантом которых является.

Непосредственный повод для написания статьи – решение крупнейшего коммерческого банка, имеющего социальное значение и являющегося лидером рынка, о полном переходе на безбумажный документооборот в процессе издания внутренних документов, являющихся правовыми актами. Было принято волевое решение руководителей о скорейшем применении исключительно электронной формы распорядительных документов и документов коллегиальных органов управления. Но при этом в информационной системе (СЭД) остаются ненастроенными механизмы создания электронных документов-оригиналов и их подписания уполномоченными должностными лицами, за должностями которых и должна быть закреплена электронная подпись того или иного вида.

В результате распорядительные документы в системе руководитель не подписывает, а «утверждает» или «одобряет», выбирая соответствующее значение поля в карточке документа, т.е. «входной» форме. Собственно электронная подпись также удостоверяет только сведения во входной форме, т.е. метаданные в карточке документа, а не документ, и является отчуждаемой. Проставляют электронную подпись неуполномоченные лица (ассистенты и помощники руководителей), которые по правам доступа в основном играют роль «регистратора» в информационной системе.

В подобных ситуациях мы рекомендуем коллегам:

  • Во-первых, всегда помнить, что официальным документом (существующим в любой форме) может быть признан документ, оформленный и удостоверенный в установленном порядке. Т.е. здесь важны как соблюдение правил оформления, так и компетенция / полномочия должностного лица, подписавшего документ.
  • А во-вторых, знать и доводить до сведения руководителей, что документы, технологии работы с ними и документальный фонд находятся в зоне ответственности руководства организации, так называемого «топ-менеджмента», как говорится в стандартах новой серии ИСО 30300, и «чудес» в делопроизводстве не бывает.

Серия стандартов ИСО 30300 – стратегический уровень управления документами

В ноябре 2011 г. были опубликованы два первых стандарта новой серии (семейства) стандартов ИСО 30300:

  • ISO 30300:2011 Information and documentation – Management systems for records – Fundamentals and vocabulary;
  • ISO 30301:2011 Information and documentation – Management systems for records – Requirements.

Серия ИСО 30300 предназначена для создания в организациях систем управления документами на стратегическом уровне, на уровне ответственности и в зоне принятия решений руководства. Стандарты этой серии разрабатываются на таких же методологических и концептуальных основах, как и стандарты серий ИСО 9000 и ИСО 14000, связаны со стандартами на другие системы управления (например, со стандартами на систему управления рисками, информационную безопасность) и, конечно же, отражают мировой опыт «лучших практик». Если требуется получить информацию о том, как работают с документами в зарубежных странах, как решаются проблемы, связанные с документами, каков уровень «зарубежного» делопроизводства, то прежде всего следует изучать стандарты ИСО, т.к. именно в них в обобщенном виде содержатся сведения о современном (уже достигнутом в некоторых странах и желаемом в других) уровне понимания значения работы с документами и оптимальных требованиях к ее организации.

Первые два стандарта серии ИСО 30300 являются документами высокого уровня, относятся к категории организационно-методических стандартов, поскольку дают представление о системе управления документами. В стандартах закрепляется, что на уровне решений, принимаемых руководством организации, находятся:

  • политика управления документами (политики разрабатываются с целью операционализации, реализации стратегии организации),
  • цели и намерения по отношению к документам (для обеспечения полноты, систематизации, сохранности документального фонда; для создания «качественных» документов, обеспечивающих доказательства законности деятельности организации и принимаемых руководством решений),
  • риски (прежде всего риски аутентичности и целостности документов, т.е. их подлинности и юридической силы, а также другие риски, управление которыми всегда основывается на документировании того или иного процесса, а также всей деятельности организации).

Внедрение системы управления документами повышает эффективность бизнеса, его капитализацию, так как в современном мире информация и документы рассматриваются как серьезный актив. Частью системы являются процессы, методы и средства управления документами. Причем под процессами в системе управления документами понимают прежде всего технологии, алгоритмы, накопленный опыт и лучшие практики внедрения требований стандарта ИСО 15489 в организационном аспекте. Но следует учесть, что понятие «система управления документами» используется также для наименования ИТ-системы, т.е. инструмента, который должен поддерживать работу как с бумажными, так и с электронными документами.

Стандарты серии 30300 подтверждают, что внедрение системы управления документами обеспечивает управляемость организации и контроль за ее деятельностью со стороны руководства, акционеров и других заинтересованных лиц.

Алгоритмы управления документами на операционном уровне

Управление делами (служба управления документами) организует и контролирует реализацию процессов управления документами, выбирая оптимальные методы и средства на уровне технологии работы с документами. Обычно в инструкциях по делопроизводству организаций, когда составляется раздел о работе исполнителей с документами, управление делами закрепляет традиционно сложившийся алгоритм работы. Этот алгоритм является отчасти «исполнительским», фиксирующим действия исполнителя по составлению и оформлению проекта документа, взаимодействие исполнителей, руководителей и структурных подразделений в процессе согласования, а также совместную деятельность уполномоченного должностного лица и управления делами в процессе придания документу юридической силы. В общем виде алгоритм может быть представлен следующим образом:

Пример 1. «Исполнительский» алгоритм действий при работе с проектами документов

  1. Действия исполнителя, а также зоны его ответственности:
    • изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих предметную область, в которой необходимо издание/составление и оформление документа определенного вида;
    • анализ внутренних нормативных документов организации, регламентирующих ее деятельность в данной предметной области или в данном направлении, вопросе деятельности;
    • анализ ранее изданных/действующих документов по конкретному/данному вопросу (документов всех видов и разновидностей, оценка степени их актуальности, исполнения, причины неисполнения и т.п.);
    • подготовка проекта документа определенной разновидности (отражение в нем конкретной цели создания документа, правильное оформление реквизитов, выбор оптимальной для данной управленческой ситуации структуры текста);
    • направление проекта документа на процедуру согласования, контроль за соблюдением сроков согласования, внесение изменений в проект или отклонение замечаний, подготовка новых версий проекта в случае необходимости и т.п. действия, обеспечивающие качественную разработку проекта управленческого решения;
    • получение в результате процедуры согласования готового для подписания проекта документа, оформленного в установленном порядке.
  2. Действия исполнителей, руководителей и структурных подразделений в процессе согласования:
    • изучение проекта документа и оценка рисков сформулированного в нем проекта управленческого решения в рамках закрепленных зон ответственности;
    • подготовка замечаний, предложений, новых формулировок для включения в проект документа или новой версии проекта;
    • оформление результатов согласования в установленном порядке с помощью визы.
  3. Действия руководителя и управления делами (службы управления документами):
    • подписание проекта документа (оформление идентификационного реквизита «подпись») или утверждение документа (проставление подписи уполномоченного должностного лица в грифе утверждения; дата утверждения также должна быть оформлена руководителем своей рукой);
    • оформление идентификационных реквизитов «дата» и «индекс» (номер) документа.

В результате выполнения действий по данному «исполнительскому» алгоритму создается официальный документ, имеющий юридическую силу. Однако для органичного сочетания традиционных действий с возможностями, предоставляемыми информационной системой, необходимо вспомнить и профессиональный документоведческий алгоритм, который в свое время вместе с пореквизитным анализом документов автор развивала на кафедре документоведения Историко-архивного института и который предусматривает в алгоритме управления документами учет следующих факторов:

  • принадлежность документа к системе или подсистеме документации (например, составляется организационный, распорядительный или справочно-информационный документ);
  • срок действия документа (указанный в самом документе как срок исполнения или неопределенный, поскольку документ содержит правовую норму или долговременно действующее правило поведения);
  • срок хранения (постоянный, временный свыше 10 лет или менее, устанавливаемый на основе перечней документов со сроками хранения и номенклатуры дел);
  • формуляр и типовой формуляр документа (имеется в виду применение утвержденных в организации унифицированных типовых форм документов);
  • требования к тексту документа (к структуре текста и языковым средствам выражения определенной управленческой ситуации с использованием типовых или трафаретных текстов, если применяются унифицированные типовые формы).

Актуальность данного алгоритма в настоящее время подтверждают требования ГОСТа Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования», который устанавливает, что выбор материального носителя информации зависит от сроков хранения документов, а при проектировании системы управления документами следует выбирать подходящую среду хранения и носители информации, средства физической защиты информации, процедуры обработки и системы хранения.

Таким образом, в алгоритме управления документами срок хранения документа является точкой выбора формы документа (электронной или бумажной) и определяет дальнейшие действия по созданию документов. Конечно же, на этот выбор также должны влиять бизнес-процесс и назначение / цель создания документа, срок его действия.

При проектировании конкретной информационной системы мы рекомендуем учитывать данную методологию решения вопроса о выборе носителя / формы документа в соответствии с «лучшими практиками», отраженными стандартом ИСО 15489, и обеспечивать создание документов постоянного срока хранения прежде всего в бумажной форме, т.к. доказательный срок хранения документов на бумаге при соблюдении необходимых условий – более 100 лет, а доказательного срока хранения электронных документов более 30 (плюс-минус 5–7) лет пока не существует.

Сделаем выводы

При переходе на реальный электронный документооборот документы организации прежде всего должны создаваться в информационной системе по электронным шаблонам, которые проектируются и настраиваются в соответствии с утвержденными унифицированными типовыми формами документов. Разработка этих форм и настройка шаблонов – плановая работа управления делами и область сотрудничества с ИТ-подразделением.

Если документ, создаваемый в информационной системе, имеет постоянный срок хранения или временный (свыше 10 лет), то:

  1. В электронной форме проводятся его подготовка, согласование, внесение изменений, сохранение версий и т.п. В результате полностью готовый проект документа (вместе с листом согласования, который может быть распечатан, а может быть использован и в электронной форме) распечатывается и представляется на подпись уполномоченному должностному лицу.
  2. На бумажном проекте документа проставляется подлинная подпись (условно – «синяя») соответствующего руководителя!
  3. Управление делами регистрирует подписанный документ, проставляя на нем дату и индекс, используя данные информационной системы, которая «предлагает» очередные дату и индекс по соответствующим счетчикам. Документ в бумажной форме всегда является доказательством, выполняет правовую функцию.
  4. Уполномоченный сотрудник управления делами своей электронной подписью (установленного вида и статуса, например, простая ЭП для отметки о заверении копии) подписывает проект документа, существующий в информационной системе в электронном виде, одновременно с подписанием системно оформляются дата и индекс электронной копии документа, которая получает статус «действующий» документ.
  5. Полученная заверенная электронная копия документа (оригинал которого существует в бумажной форме) может направляться исполнителям, транслироваться во внешнюю среду на сайт (сам документ/копия, его фрагменты или только заголовок), по ней осуществляется коллективная работа, контроль исполнения и другие необходимые делопроизводственные операции (например, в форме отчета из информационной системы по электронным копиям могут формироваться журналы регистрации, акты, описи, справки и т.п.).
    А самое главное – на основе электронных копий формируется информационный ресурс, обеспечивающий межведомственное электронное взаимодействие, к которому уже должны быть готовы государственные и муниципальные органы.
    Впоследствии этот ресурс может быть передан вместе с бумажными оригиналами документов и описями в государственный или муниципальный архив как фонд пользования.

Соблюдение подобного алгоритма будет обеспечивать методическое единство делопроизводства и архива, которое является важнейшим принципом организации работы с документами и вполне соответствует концепции управления документами ИСО 15489.

Если же документ, создаваемый в информационной системе, имеет временный срок хранения (до 10 лет включительно), то он может создаваться, храниться, использоваться и уничтожаться в связи с истечением сроков хранения как электронный оригинал.

Однако соблюдение алгоритмов управления документами в полном объеме будет возможно только при условии реализации всех инфраструктурных требований, необходимых для практического внедрения положений Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», а также при условии признания факта, что главная функциональность современных СЭД – создание документов по установленным правилам, а не их «транспортировка».

Заметим также, что в новой серии стандартов ИСО 30300 предполагается разработка стандарта по аудиту и сертификации систем управления документами. Чем раньше мы начнем осваивать реальные алгоритмы управления документами, тем успешнее мы станем!

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Принципиальное увеличение сроков хранения документов

Может ли организация увеличить срок хранения документов с «короткого» (до 10 лет), предписанного Перечнем 2019 г., до постоянного? Как это оформить в номенклатуре дел? Какова специфика у организаций, которые являются источниками комплектования государственных / муниципальных архивов и которые таковыми не являются?

Аудиовизуальные документы в номенклатуре дел

Показываем, как отразить в номенклатуре дел бумажные, электронные приложения к протоколам и аудиовидеозаписи заседаний коллегиальных органов. Сколько и где хранить эти записи. Организации важно определиться, в каком статусе она будет хранить фото-, аудио-, видеозаписи – что она будет переводить в статус аудиовизуальных документов со всеми вытекающими последствиями. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.