Умение налаживать контакты, будь то с контрагентом или чиновником, – одно из важнейших качеств каждого успешного предпринимателя. Автор дает читателям советы относительно одежды, поз, движений, манеры разговора и других тонкостей, которые позволят расположить к себе собеседника.
Ни для кого не секрет, что многое в нашей жизни делается исходя из личных симпатий и связей. Особенно в бизнесе. А как устанавливаются такие контакты? От чего зависит, произведет ли человек впечатление на клиента, инвестора, партнера по бизнесу (да на кого угодно!) или нет? Можно ли за одну встречу вызвать доверие и расположение собеседника? Мы утверждаем, что можно. И преуспеть в этом достаточно просто.
На заре веков не отдельная обезьяна в результате тяжелого труда за 3кусок хлеба превратилась в человека. Это случилось с целой их стаей, причем не с одной. В результате появилась новая популяция, которая потом назвала себя человеком разумным.
И жили, скорее всего, эти племена в таких же диких джунглях, в которых живут сегодня современные предприниматели. Только ценой борьбы за выживание были не потеря бизнеса в конкурентной борьбе, а утрата жизни, чаще всего – в драке. В общем, так же, как в нашей стране в начале девяностых, только вместо автоматов использовались палки.
В таких условиях первое, что усваивал с молоком матери ребенок, – разницу между своим, участником племени, и чужим – любым живым существом при выходе из пещеры. А как он все-таки отличал, кто перед ним? Очевидно, внешне, по фиговым листам и боевой раскраске, по языку, манерам держаться и так далее. Может быть, даже по запаху. Ведь если задуматься, то становится ясно, что разделение на своих и чужих существовало в природе задолго до появления этих странных двуногих существ, стремящихся покорить мир.
Что случилось бы, если бы тот или иной участник сообщества ошибся и подошел бы к другим людям? Наверное, то же самое произойдет, если подарить свою клиентскую базу конкурентам: съедят за один присест. Только если верить археологам, тогда это часто делалось в буквальном смысле.
Более того, генетику еще никто не отменял. Те, кому отличить своего от чужого не было дано, вымерли как мамонты. А более разумные, с точки зрения сложившегося исторического момента, дали потомство, и уже от них произошли мы – цивилизованные люди.
Так продолжалось не веками – тысячелетиями. И поэтому сложно представить себе, что кто-то из нас доживет до того счастливого дня, когда люди будут просто относиться друг к другу по-братски и не станут делиться на своих и чужих. Это в крови.
В худших формах проявления такого разграничения – всевозможные варианты нетерпимости друг к другу, а особенно к тем, кто хотя бы чем-то отличается от нас. Но даже самые толерантные все равно страдают этим родовым грехом и проклятием: кто-то кажется нам ближе, а кто-то совершенно чужим и не внушающим доверия.
Итак, достаточно истории и теории. Возвращаемся в сегодняшний день и учимся применять знания на практике: в жизни и бизнесе. В общем, везде, где требуется произвести впечатление: на клиента, партнера, знакомого или даже налогового инспектора. Не важно, с кем и где, но наше поле битвы – значимая встреча или переговоры.
Одежда
Мы не знаем ни одного человека, на которого навязчивый торговец чем-либо, разодетый даже в тридцатиградусную жару в черный костюм, галстук и белую рубашку, произвел бы благоприятное впечатление. Впрочем, вряд ли найдется банкир, выдавший кредит панку при параде (в его, панковском, представлении). Главная причина этого...