Работник, постоянно высмеивающий более робких сослуживцев, обсуждающий частную жизнь руководства или коллег, прекрасно чувствует себя в коллективе. Что нельзя сказать о его коллегах и непосредственном руководителе. Как можно бороться со «злыми языками» в коллективе? Как можно довести дело не только до замечания и выговора, но и до увольнения?
Под «злыми языками» в статье будем понимать действия и выражения, предпринимаемые отдельными членами коллектива в отношении других, направленные на их необоснованную и неконструктивную критику, обсуждение их качеств и образа жизни, влекущие негативные последствия для психологической атмосферы в коллективе.
Вредное воздействие «злых языков» может проявляться по-разному:
- частое появление чувства обиды у сотрудников, на которых были направлены колкие замечания;
- проявление антагонизма между членами коллектива;
- разрушение сплоченной рабочей команды;
- нежелание работать в обстановке, где есть злословящие сотрудники, и, как следствие, – повышение текучести кадров;
- исчезновение таких принятых в компании явлений, как взаимовыручка, помощь и наставничество.
Все указанные последствия свидетельствуют о нездоровой обстановке в организации, что отрицательно сказывается как на рабочем процессе, так и на его результате. Как можно бороться с данным явлением и можно ли его искоренить вообще? Для борьбы со «злыми языками» существуют две группы мер: психологические и юридические.
Что принято считать психологическими мерами по борьбе со сплетниками и злословцами? Это могут быть:
- общественное порицание поведения сотрудников, распространяющих сплетни;
- резкое пресечение интриг в коллективе;
- «опала» наговорщиков у руководства, в т.ч. игнорирование достоинств сотрудника со «злым языком», отсутствие предложений для продвижения по карьерной лестнице, получения дополнительного образования, повышенное внимание к качеству исполнения должностных обязанностей сплетника и др.
Однако, как показывает практика, указанные меры не приводят к успеху в искоренении явления «злых языков» в коллективе без применения юридических методов борьбы. Прояснением этого вопроса мы и займемся в данной статье.
В понятие правовых методов борьбы включены все виды мер дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. 192 ТК РФ. Это замечание, выговор и увольнение. И тут возникает вопрос: разве можно наказать работника за распространение сплетен и разжигание интриг? Многие не считают это нарушением дисциплины. А зря!
Объявляем замечание
Работодателям необходимо помнить, что объявить замечание можно при наличии следующих составляющих в совокупности:
- В организации должно быть принято и утверждено в соответствии с трудовым законодательством Положение об этике или Кодекс корпоративной этики, которые прямо предусматривают соответствующие обязанности работника, например:
- быть вежливым с клиентами компании и коллегами;
- не допускать при общении с ними унижения чести и достоинства;
- не совершать поступки, способные спровоцировать скандал или неконкурентную борьбу внутри коллектива;
- всегда оценивать и направлять свое поведение с целью сохранения имиджа компании и благоприятной психологической обстановки в коллективе;
- не допускать конфликтов среди коллег по нерабочим вопросам;
- при решении спорной проблемы, связанной с разногласиями в работе, использовать только допустимые в компании методы: переговоры, письменную переписку.
- В должностной инструкции и трудовом договоре должна быть отражена обязанность работника соблюдать локальные нормативные акты работодателя. На Положение об этике и прочие акты можно дать прямые ссылки или же оставить общее указание только на обязанность соблюдать все локальные акты, какими бы они ни были.
- С Положением об этике (иными локальными актами,...