Данной статьей мы начинаем цикл публикаций, посвященный «трудовому паспорту» гражданина. В этом номере журнала вы узнаете, как приобрести трудовую книжку, не опасаясь подделки, в каких случаях работодатель обязан заводить работнику трудовую книжку и каким образом в нее вносятся сведения о работнике, как правильно возложить ответственность за трудовые книжки в организации, а также найдете ответы на многие сопутствующие вопросы.

«Трудовой паспорт гражданина»

В жизни каждого гражданина нашей страны есть несколько документов установленного государством образца, которые имеют отношение к личности человека и фиксируют те или иные факты его биографии, имеющие значение для различных аспектов жизни. Среди них:

  • паспорт гражданина Российской Федерации как основной документ, удостоверяющий личность гражданина на территории России;
  • заграничный паспорт как основной документ для выезда и въезда в страну;
  • военный билет как основной документ воинского учета;
  • водительское удостоверение как основной документ, удостоверяющий право управления транспортным средством соответствующего вида;
  • трудовая книжка как основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника;
  • а также некоторые другие.

Предлагаемая вниманию читателей статья является первой в цикле публикаций, содержащих систематизированные сведения, посвященные одному из таких документов, – трудовой книжке. В отличие от многих подобных официальных документов, трудовая книжка выдается гражданину не уполномоченным органом государственной власти, а работодателем – организацией или индивидуальным предпринимателем, на которых возлагается ответственность не только за надлежащие оформление и выдачу трудовых книжек, но и за правильное внесение в нее записей, учет и хранение.

Допущенные нарушения могут не только повлечь ответственность работодателей, но и неблагоприятные последствия для самого работника. Ведь на основе трудовой книжки в отношении конкретного гражданина устанавливаются все виды стажа для назначения государственных пенсий (в том числе на льготных условиях и в льготных размерах), пособий по социальному страхованию, в ряде случаев – заработной платы, включая процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и т.д. При утрате трудовой книжки подтвердить все эти сведения чрезвычайно сложно!

Все эти «страшилки», конечно же, известны вам не понаслышке. Но хорошо ли вы знаете, что подразумевает правильное обращение с этим своеобразным трудовым паспортом? Например, можно ли купить трудовую книжку в ларьке печатной продукции и после этого использовать ее на работе?

Даже если у вас есть представление о том, каким образом выдаются, учитываются, хранятся трудовые книжки, какие записи в них вносятся, ознакомьтесь внимательно с предлагаемым материалом. Возможно, вы найдете для себя что-то новое и это позволит уже сейчас избежать ошибок, последствия которых могут вас настигнуть в будущем, будь вы просто трудящийся, со временем рассчитывающий на установленную государством пенсию, либо представитель работодателя – лицо, ответственное за трудовые книжки в своей организации. По крайней мере, раз вам в руки попал этот журнал, лишними такие знания уже не окажутся.

Итак, первая статья предлагаемого цикла посвящена теме заведениятрудовых книжек. Позже мы рассмотрим основные правила внесения записей в нее, исправление записей, учет и хранение трудовых книжек, а также ответственность работодателя за нарушение правил ведения трудовых книжек.

Зачем нужна трудовая книжка?

Для начала выясним, какую ценность этот документ представляет для работодателя и работника. Как известно, чтобы определить ценность того или иного документа, необходимо понять, в каких целях он используется и какие сведения может содержать.

Для ответа на первый вопрос обратимся к закону. Согласно ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) «Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника». Из приведенной цитаты следует, что трудовая книжка необходима работнику для подтверждения фактов ведения трудовой деятельности и наличия соответствующего трудового стажа.

Одновременно в силу ч. 1 ст. 65 ТК РФ: «При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: ...трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства...». Таким образом, данный документ необходим и работодателю, т.к. он требуется при приеме работников на работу.

Теперь перейдем ко второму вопросу. И снова на помощь приходит закон. В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 66 ТК РФ в трудовую книжку вносятся сведения о:

  • самом работнике;
  • выполняемой работником работе;
  • переводах работника на другую постоянную работу (в том числе и к другому работодателю в соответствии с ТК РФ);
  • увольнении работника и основаниях прекращения трудового договора;
  • награждениях работника за успехи в работе;
  • дисциплинарном взыскании – только в случае, если дисциплинарным взысканием является увольнение работника в соответствии со ст. 192 ТК РФ;
  • работе по совместительству (в этом случае запись вносится исключительно по желанию работника).

Вы можете убедиться, что сведения, вносимые в трудовую книжку, имеют определенное значение как для работника, так и для работодателя:

С точки зрения работника, его трудовая книжка ценна в силу того, что:

  • записи в трудовой книжке подтверждают трудовой стаж, с которым законы и иные нормативные правовые акты, а иногда - коллективный и трудовой договоры связывают предоставление специальных прав, льгот и преимуществ (в том числе государственная пенсия на льготных условиях и в льготных размерах; например, право на досрочную пенсию лицам, работавшим во вредных условиях труда, занимавшихся педагогической деятельностью и др., либо право на пенсию за выслугу...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Тонкости составления писем в госструктуры и вышестоящие инстанции

Обозначим некоторые особенности подготовки служебных писем в государственные структуры. Многие моменты применимы к переписке с любыми вышестоящими инстанциями. Как подчеркнуть соблюдение субординации и уважения к адресату. Какие распространенные ошибки делают в тексте и на какие фразы их лучше заменять. На что обратить внимание при оформлении адресата, заголовка к тексту, отметок о приложении и исполнителе. Оптимальный объем письма, что лучше перенести из его текста в приложения или в другое письмо. Как ускорить рассмотрение письма, просто соблюдая правильность оформления реквизитов. Сначала объясняем полезные правила. Потом даем советы на примере 4 писем: об исполнении поручения, о направлении отчета о проделанной работе, о направлении комплекта документов по исполнению договора (когда обратно требуется получить подписанный экземпляр акта и перечисление денежных средств), о переносе срока исполнения.

Документируем отзыв работника из отпуска

Показываем полный комплект документов для отзыва работника из отпуска по инициативе работодателя: образцы служебной записки, уведомления работника, его согласия (разные варианты), приказа об отзыве из отпуска, внесения изменений в график отпусков и личную карточку работника (если она ведется). Как работодатель может обозначить причину отзыва из отпуска.Предупреждаем, кого ни при каких условиях нельзя отзывать из отпуска. А кого отзывать рискованно. Какие еще подводные камни надо учитывать? Возможен ли досрочный выход из отпуска по инициативе работника?

Отпуск без сохранения заработной платы: документальное оформление и правила предоставления

Как документально оформить отпуск за свой счет, если работодатель согласился с просьбой работника – показываем образцы заявления, приказа, заполнения табеля учета рабочего времени и личной карточки.В каких случаях работодатель обязан отпустить работника в отпуск без сохранения зарплаты – показываем в таблице законодательно определенные для этого категории работников и ситуации, а также предельно возможную длительность отпуска. Как в этом случае меняется состав оформляемых документов.Может ли организация отозвать работника из отпуска за свой счет? Может ли работник по своей инициативе раньше выйти на работу? Как длительный отпуск за свой счет может сдвинуть дату, когда у работника появится право на ежегодный оплачиваемый отпуск?

Медицинская документация: виды и правила ведения

На какую нормативную базу стоит опираться при работе с медицинской документацией.Как оформить информированное добровольное согласие, которое требуется подписать до начала медицинского вмешательства (с этим документом сталкивается практически каждый человек). Что включить в его утвержденную форму с точки зрения интересов медицинской организации. Почему пациенту важно все прочитать перед подписанием. Кто кроме него может подписать такое согласие. В каких исключительных случаях медицинское вмешательство может быть и без подписи со стороны пациента. Как внести изменения: для правок технического характера и содержательных изменений оформление разное. Как оформить отказ от медицинского вмешательства.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.