В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?
«Все должны до одного
Цифры знать до цифры пять –
Ну, хотя бы для того,
Чтоб отметки отличать»
В. Высоцкий
«Алиса в Стране Чудес»
Перефразируя слова известного поэта, можно сказать, что каждый должен знать не просто цифры, но и то, как правильно пишутся числа, состоящие из этих самых цифр и столь часто употребляемые в различных документах. Чтобы разобраться, когда и как пишутся числа в тексте отдельных документов, надо сначала понять, какие формы написания чисел в тексте используются.
Существуют три формы написания чисел в тексте:
-
цифровая;
-
буквенная (словесная);
-
буквенно-цифровая.
В цифровой форме пишутся преимущественно количественные числительные, например, «Подтверждаем, что нашим предприятием было получено 3 тонны цемента».
В словесной форме пишутся все числа, с которых начинается предложение, особенно первое в абзаце, например: «Десять станков необходимо отправить в филиал предприятия «Экотехника» в г. Псков».
Буквенно-цифровая форма представления чисел предпочтительнее тогда, когда приводятся крупные круглые цифры. Например, 50 млрд рублей, 50 тыс. руб., 10 млн рублей прочитать легче, чем 50 000 000 000 рублей.
Арабские и римские цифры
При написании чисел используются арабские или римские цифры. Выбор того или иного вида цифр определяется главным образом традицией или величиной порядковых чисел. Согласитесь, что никто не будет оспаривать неудобство использования римских цифр при обозначении больших чисел.
В наше время в текстах документов используются, как правило, арабские цифры. Но и числительные, обозначаемые римскими цифрами, имеют место быть. Следует иметь ввиду, что римскими цифрами не обозначается множественное число.
Порядковые числительные, обозначаемые арабскими цифрами, пишутся с наращением: «80-е годы». Падежное окончание в порядковых числительных должно быть однобуквенным или двубуквенным.
Однобуквенные окончания пишутся тогда, когда последней букве числительного предшествует гласный звук. Например, 4-й (четвертый), 4-я (четвертая), 5-е (пятое, пятые), 5-м (пятом, пятым).
Двубуквенные окончания используют, если последней букве числительного предшествует согласный звук. Например, 5-го, 5-му, 6-му.
При написании порядковых числительных гораздо реже могут использоваться римские цифры, которые в этом случае пишутся без наращения: «специалист II категории», «юрисконсульт I категории».
Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительные, пишутся следующим образом:
-
500-летие,
-
3-месячный срок,
-
10-процентный,
-
3-дневный.
Но все это касается правил русского языка, которые надо знать и помнить всегда при использовании чисел в тексте документа. Нас же интересует вопрос, в каких случаях и в каких документах сумма, написанная цифрами, требует ее последующего указания прописью. Это вопрос, можно сказать, исторический.
Впервые в мировой истории постановление о том, что во всех документах цифры должны писаться прописью, а не арабскими цифрами, было принято в 1299 году во Флоренции. Однако этот запрет на арабские цифры был наложен не только из-за того, что цифры легче исправить, чем слова, но и из-за того, что новые тогда для Европы арабские цифры многие жители рассматривали как подозрительную «арабскую магию».
Указание суммы прописью
В наше время использование расшифровки чисел необходимо для того, чтобы обезопасить себя от различных проблем, которые могут возникнуть по вине невнимательного исполнителя (просто ошибся) или «по вине» контрагента, который сознательно увеличил сумму договора путем приписки нескольких цифр к ранее указанной сумме. Что же касается такого «креативного творчества» в договорах, то следует помнить, что договор – это палка о двух концах, которая может больно ударить любую из сторон. Поэтому вопрос о том, нужно ли прописывать суммы прописью в договорах, доверенностях, письмах, имеющих отношение к перечислению денежных средств, стоять не должен. А вот разобраться с тем, как правильно прописывать эти суммы, стоит. При этом Гражданский кодекс РФ не содержит никаких ссылок на то, как эти суммы должны прописываться в договорах, доверенностях.
Сначала остановимся на бухгалтерских документах. Здесь все более или менее понятно. Как правило, основная масса документов, которые приходится заполнять сотрудникам, является первичными учетными документами. Правила работы с ними регламентируются Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Первичные учетные документы делятся на:
-
документы, формы которых утверждены постановлениями Госкомстата РФ;
-
на документы, формы которых не утверждены, но тогда они в обязательном порядке должны содержать необходимый минимум реквизитов, указанных в законе о бухгалтерском учете. Один из обязательных реквизитов таких документов – измерители хозяйственной операции в натуральном выражении и денежном выражении. При этом закон не содержит явной ссылки на необходимость расшифровки денежного выражения.
Многие утвержденные формы первичных учетных документов содержат не только строки с указанием сумм, но и строки для их расшифровки прописью. В соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 г. № 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. А это означает, что заполнение реквизитов по указанию сумм и их расшифровка являются обязательными. Порядок заполнения данных реквизитов не установлен. Хотя в бухгалтерских документах он практически не вызывает затруднений.
Анализируя формы утвержденных первичных учетных документов, можно сделать вывод о том, что в тех документах, где суммы необходимо прописывать, это делается в следующем порядке (см. Пример 1):
-
указывается сумма в цифровом выражении,
-
а затем данная сумма повторяется прописью, при этом копейки обозначаются цифрами.
Мнение эксперта
Козлова С.Ю., ведущий юрист ОАО «Оптима иКСчейндж Сервисез» (OXS)
Хотя ныне действующий закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и был принят вслед за Гражданским кодексом, с момента его вступления в силу прошло почти 11 лет. За это время российская экономика изменилась коренным образом.
Благодаря внесению соответствующих изменений в законодательные акты появились новые субъекты бухгалтерского учета (адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете), расширился круг органов, уполномоченных осуществлять регулирование бухгалтерского учета. Последнее обстоятельство, в свою очередь, явилось следствием ослабления влияния государства на экономику страны и усиления экономической независимости субъектов предпринимательства.
И, наконец, немаловажную роль стало играть и то, что Россия, желая войти в качестве равноправного участника в мировое экономическое сообщество, осуществляет постепенный переход к ведению бухгалтерской и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО, US GAAP). Все это нашло свое отражение в проекте нового закона «Об официальном бухгалтерском учете», который находится на рассмотрении в Госдуме.
Но сейчас применительно к рассматриваемой нами теме нам будет интересно одно существенное изменение, которое коснулось первичных учетных документов (т.н. «первички»).
Проект закона возлагает на руководителя организации обязанность по утверждению форм первичных учетных документов. Утверждение осуществляется по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
В настоящий момент формы первичных учетных документов содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, которые в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 29.05.1998 г. № 57а и Минфина от 18.06.1998 г. № 27н подлежат введению во всех организациях, осуществляющих деятельность на территории нашей страны. Поэтому сейчас экономический субъект вправе утверждать лишь формы тех первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах унифицированных форм.
По всей видимости, принятие нового закона предполагает отказ от применения унифицированных форм. Каждый экономический субъект будет вправе утверждать формы первичных учетных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в этом конкретном экономическом субъекте. Непременным условием утверждения и дальнейшего использования таких форм является наличие обязательных реквизитов, перечень которых в целом соответствует содержащимся в пункте 2 статьи 9 действующего закона «О бухгалтерском учете».
|
При этом в именительном падеже прописью указывается только та часть суммы, которая выражена в рублях. Во избежание приписок первое слово необходимо начинать с большой буквы, а в соответствии с п. 2.9 «Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденных Министерством финансов СССР от 29.07.1983 г.
№ 105 «свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку».
Не только в бухгалтерских документах, но и в договорах, доверенностях при составлении указываются суммы, которые необходимо повторять прописью.
Порядок расшифровки суммы договора или суммы, указанной в доверенности, как мы отмечали выше, не регламентируется Гражданским кодексом РФ. Но принцип написания сумм прописью остается общим для всех документов: сначала указываем сумму в цифровым способом, а затем – прописью в именительном падеже с большой буквы. Но и здесь возможны вариации:
-
Исходя из практики делового оборота можно рекомендовать следующий наиболее распространенный способ, при котором сначала полностью прописывается сумма в цифровом выражении, включая рубли и копейки, а затем она повторяется, но уже прописью (см. Пример 1).
-
Но на практике встречается и другой способ. Сначала прописывается сумма, которая отражает рубли, в цифровом выражении и прописью в скобках, а затем копейки указываются только один раз в цифровом выражении:
Стоимость обслуживания в августе 2007 г. составляет 1 345 586 (Один миллион триста сорок пять тысяч пятьсот восемьдесят шесть) руб. 34 коп., в том числе НДС 18 % в размере 205 258 (Двести пять тысяч двести пятьдесят восемь) руб. 93 коп.
|
Кредитор обязуется открыть заемщику возобновляемую кредитную линию с лимитом в сумме 100 000 000 (Сто миллионов) рублей 00 копеек для расчетов с поставщиками и подрядчиками по оплате сырья, упаковки и услуг на срок по 10 марта 2008 года под 11,5 (Одиннадцать целых пять десятых) процентов годовых, а заемщик обязуется возвратить кредитору полученный кредит и уплатить проценты за пользование им в размере, в сроки и на условиях настоящего Договора.
|
В договорах вы можете встретить еще один способ расшифровки суммы, например, «17 363,00 (Семнадцать тысяч триста шестьдесят три рубля 00 копеек)». С точки зрения логики здесь есть противоречие. Вторая часть (расшифровка) должна полностью соответствовать первой части (цифровому выражению). В данном примере в первой части отсутствует ссылка на валюту, тогда почему при расшифровке указаны именно рубли, а, к примеру, не доллары США или евро? Добавив в первую часть слово «руб.», мы получим модификацию первого из перечисленных допустимых вариантов: «17 363,00 руб. (Семнадцать тысяч триста шестьдесят три рубля 00 копеек)».
Использовать ли слова «рубли» и «копейки» или употреблять их сокращенные варианты («руб.», «коп.»), вы можете решить для себя самостоятельно. Принципиального значения это не имеет. Главное, чтобы было единообразие: указав слово «рубли» полностью, аналогично поступите и со словом «копейки». Причем способы указания копеек (центов, евроцентов) тоже могут быть разными, что особенно характерно для международных контрактов.
Общая сумма контракта составляет 312 018,20 долларов США (Триста двенадцать тысяч восемнадцать долларов США двадцать центов США).
|
Общая сумма контракта составляет 116 121, 60 Евро (Сто шестнадцать тысяч сто двадцать один Евро 60 Евроцентов).
|
Общая сумма контракта составляет 14 284,56 (Четырнадцать тысяч двести восемьдесят четыре 56/100) Евро. |
При этом хотелось бы обратить внимание читателей на то, что использовать можно любой из перечисленных способов расшифровки сумм в договоре, доверенности, письме или другом документе (кроме бухгалтерских). Какой из них выбрать, вы можете определить сами, т.к. законодательно никакой из этих способов не закреплен. Самое главное, чтобы цифровое выражение суммы соответствовало тому, что указано прописью.
Если все-таки организация хочет ввести единообразие в порядок написания сумм в различных документах, то это можно закрепить в Инструкции по делопроизводству, где, например, обычно прописывается порядок написания даты документа. При этом следует помнить, что Инструкция по делопроизводству является локальным нормативным актом организации, и, следовательно, обязать контрагента по договору прописать сумму так, как это закреплено в вашей Инструкции по делопроизводству, вы не сможете. Здесь важно, чтобы стороны договорились о любом правильном написании чисел и их расшифровке.
Мы рассмотрели варианты, когда сумма в различных документах указывается четко. Но на практике очень часто при выдаче доверенностей на право подписания определенных договоров указывается предел суммы, свыше которого доверяемый не может заключать договоры. В этом случае расшифровка суммы пишется в родительном падеже, т.к. она следует за словами «не более», «не менее». Например, «не более 2 000 000 (Двух миллионов) рублей».
Аналогичная ситуация возникает при расшифровке прописью иных чисел, например, количества банковских дней или объема авторских листов (сумма прописью подлежит склонению):
Отгрузка товара осуществляется по истечении 5 (Пяти) банковских дней с даты зачисления оплаты по договору на расчетный счет поставщика. |
Материал предоставляется в объеме не менее 2,5 (Двух с половиной) авторских листов. |
* * *
Таким образом, анализ возможных вариантов расшифровки чисел прописью позволяет сделать вывод о том, что на сегодня этот вопрос законодательно не урегулирован. А раз так, то можно рекомендовать разработчикам нового ГОСТа по делопроизводству включить такой раздел в новую редакцию ГОСТа и попытаться расставить все точки над «и», чтобы каждый из нас, подобно Алисе из страны Чудес, мог сказать:
«До мильона далеко,
Но сначала нужно знать,
То, что просто и легко, –
Раз, два, три, четыре, пять».
А пока автор статьи надеется, что рассмотренные примеры написания чисел, основанные на многолетнем опыте работы с документами и практике делового оборота, помогут многим сотрудникам справиться с этой задачей.