Технология разработки форм кадровых документов организации

Вы узнаете, как можно «подогнать по своей фигуре» унифицированные формы кадровых документов, утвержденные Госкомстатом. Какие изменения нужно утверждать приказом по основной деятельности, а какие этого не требуют? Как составить такой документ? Кроме того, мы предлагаем систематизировать используемые в работе вашей организации документы и утвердить их образцы. Речь идет о создании Табеля и Альбома форм документов. Мы подробно описали технологию их разработки, показали примеры оформления. Наличие таких нормативных документов в организации приводит, во-первых, к уменьшению числа ошибок в делопроизводстве, и, во-вторых, к упрощению работы службы ДОУ, ведь адресуемых ей вопросов и поручений станет гораздо меньше.

Если унифицированная форма не подходит

К числу документов по учету кадров, для которых Госкомстатом разработаны унифицированные формы, относятся:

  • форма № Т-1 – приказ (распоряжение) о приеме работника на работу;
  • форма № Т-1а – приказ (распоряжение) о приеме работников на работу;
  • форма № Т-2 – личная карточка работника;
  • форма № Т-2ГС (МС) – личная карточка государственного (муниципального) служащего;
  • форма № Т-3 – штатное расписание;
  • форма № Т-4 – учетная карточка научного, научно-педагогического работника;
  • форма № Т-5 – приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;
  • форма № Т-5а – приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;
  • форма № Т-6 – приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;
  • форма № Т-6а – приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;
  • форма № Т-7 – график отпусков;
  • форма № Т-8 – приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
  • форма № Т-8а – приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении);
  • форма № Т-9 – приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку;
  • форма № Т-9а – приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку;
  • форма № Т-10 – командировочное удостоверение;
  • форма № Т-10а – служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении;
  • форма № Т-11 – приказ (распоряжение) о поощрении работника;
  • форма № Т-11а – приказ (распоряжение) о поощрении работников.

В постановлении Госкомстата от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» было заявлено, что оно принято «в целях реализации требований Трудового кодекса», а также подчеркнуто, что утвержденные им формы были согласованы с Минфином и Минтрудом России. В соответствии с пунктом 2 постановления Госкомстата унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на организации независимо от формы собственности. Нельзя забывать, что кадровые документы – это основа для начисления любых выплат, а следовательно, и для расчета налогов. Таким образом, состав документируемой информации не может произвольно регулироваться самой организацией, т.е. сокращаться или изменяться. Но состав информации унифицированных форм может дополняться!

Ведь унифицированные формы разрабатываются едиными для всех и они не могут учитывать проблемы конкретной организации. Тем не менее сделать их более удобными для применения, т.е. адаптировать к деятельности своей организации, можно. Существует постановление Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20; оно регламентирует порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации. В соответствии с этим документом при необходимости организация может вносить в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) дополнительные реквизиты, новые графы в таблицы. Вносимые изменения должны быть оформлены организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя организации). Образец такого документа вы можете увидеть в Примере 2.

Пример 1

Вот «свежий» пример. Госдума приняла Федеральный закон о повышении с 2008 г на 15% зарплат работников бюджетной сферы, оплачиваемых по единой тарифной сетке. В дальнейшем бюджетников ждет главная новация – отмена привычной единой тарифной сетки, но пока механизм этого повышения не прописан.

Из каких средств обеспечить повышение зарплаты сотрудникам сейчас? В одной бюджетной организации был издан приказ о введении для работников 15%-й стимулирующей надбавки. Но как быть с сотрудниками, которых будут принимать на работу? Было принято решение о добавлении в унифицированную форму о приеме (форма № Т-1) строки об этой обязательной доплате.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Воинский учет: с чего начать?

Воинский учет обязаны вести все организации. Штрафы за нарушения в этой сфере доходят до 500 000 руб. для юрлиц и до 80 000 руб. для должностных лиц. Мы свели в таблицу сведения о том, за что и на сколько могут оштрафовать. Объясняем, как поставить свою организацию на воинский учет: куда обращаться, с каким комплектом документов. Показываем образцы: письма о постановке на учет, карточки учета организации (по форме № 18), приказа об организации воинского учета, плана работы по воинскому учету.

На кого распространяются ведомственные перечни документов со сроками хранения

Большинство практиков не совсем правильно понимают, на какие организации распространяются ведомственные перечни в обязательном порядке. Данный вопрос разбираем на примере перечней для сельскохозяйственных предприятий, т.к. именно об этом нас спросил подписчик. Но проблема шире, и о ее «двойном дне» стоит знать всем.Объясняем, где лучше отслеживать список действующих перечней (типовых и ведомственных) федерального уровня, чтобы их скачать. Что дополнительно может быть на региональном уровне. Из какого перечня брать срок хранения дела, есть он есть и в типовом, и в ведомственном перечне.

Как назначить ответственного за воинский учет?

Как определить количество ответственных за ведение воинского учета в организации – здесь надо придерживаться нормативов. Кто это может быть.В каком порядке действовать: сначала оформить ответственного на работу и потом предлагать его кандидатуру на согласование в военкомат... или наоборот? Вопрос возникает из-за того, что 2 основных документа по ведению воинского учета в организациях «расходятся во мнении».Показываем возможный алгоритм действий (с вариациями), примеры приказа об организации воинского учета граждан и акта приема-передачи документов по воинскому учету.

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 1)

В первой части статьи в этом номере журнала задаемся вопросом: «А зачем дополнительно оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов, если они и так работают?» И сами же отвечаем. Самыми любопытными станут реальные примеры из жизни, которые вы сможете использовать в качестве аргументов при разговоре с коллегами и руководством.Перечисляем, из-за чего обычно тормозится регистрация входящих документов. Даем отдельные практические рекомендации, которые можно внедрить для ускорения работы на этом участке: метод дробления больших массивов документов, использование матрицы распределения входящих документов, разные типы автоматического взаимодействия СЭД и почтовой программы и др.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.