Этой статьей мы продолжаем цикл публикаций, который помогает вам «сказку сделать былью», причем собственными силами. Учитывая реалии сегодняшнего дня, мы научим вас, как День рождения компании можно использовать в качестве маркетинговой акции для привлечения и удержания клиентов, повышения продаж, для лоббирования интересов фирмы. Наши рекомендации помогут вам продумать этот праздник и доходчиво объяснить сторонним специалистам, чего именно вы хотите.
Как все начиналось
День рождения компании, пожалуй, так же важен для фирмы, как обычный день рождения важен для именинника. Отличие лишь в том, что традиция отмечать этапы взросления человека идет испокон веков, а Company day стали праздновать сравнительно недавно.
Появление этого праздника напрямую связано с формированием корпоративной культуры, которое было обусловлено развитием капиталистического строя в Америке и странах Европы на рубеже XIX-XX веков. Именно в этот период владельцы частных предприятий начинают задумываться над возможностью повышения производительности труда. И тут на выручку находчивым бизнесменам приходит такое понятие, как мотивация. Что может быть лучше для предпринимателя, чем работники, готовые работать в первую очередь ради идеи? Но, естественно, само по себе такое рвение возникнуть не могло, его нужно было взращивать и культивировать. Новые принципы работы с персоналом, в основе которых лежала корпоративная культура, получили широкое распространение.
Корпоративный праздник с элементами командообразования стал одним из мощных рычагов управления. Однако не стоит забывать, что все эти достижения прогресса по большому счету имели отношение к капиталистическому «буржуйскому» Западу, в то время как коммунистический Советский Союз решал несколько иные проблемы.
Корпоративная культура «местного разлива» преследовала, скорее, не профессиональные цели, а политические. Рабочие, недовольные условиями труда и отношением к ним работодателей, объединялись с целью изменить существующий порядок вещей. Им это удалось. После революции 1917 года отношения внутри трудового коллектива значительного изменились, никто уже не мог воспринимать рабочего как бездушный механизм. Начали появляться первые корпоративные праздники, окрашенные в ярко выраженные политические цвета и зачастую сопровождаемые митингами и демонстрациями.
К 60-м годам подобные мероприятия несколько видоизменились. Они по-прежнему включали официальную часть, наполненную пафосными выступлениями управляющих лиц и обязательные номера самодеятельности, среди которых приветствовалось «народное творчество» и сатира на капиталистические страны. Но наряду с этими «пережитками прошлого» появилась традиция приглашать профессиональных артистов. Именно в это время формируется система шефства, когда конкретная концертная организация относилась к конкретному предприятию и предоставляла для него концертную программу.
Но, как известно, Советский Союз закончил свое существование, и после его распада России необходимо было подстраиваться под весь остальной мир, который в плане развития корпоративной культуры ушел далеко вперед. Можно сказать, что традиции празднования Дня компании у нас до сих пор полностью не сформировались. Каждый празднует Company day так, как ему подсказывает собственный опыт или event-агентство. У нас в стране уже давно появились профессионалы, которые имеют представление об основных задачах и целях этого мероприятия, и «секретные наработки» стран с развитой корпоративной культурой ими уже давно рассекречены. Теперь все тайны успешного управления персоналом и устройства праздника с функциями маркетинговой акции будут открыты и вам.
Ради чего все это?
Итак, Company day. Если у вашей компании до сих пор нет своего Дня, с этим срочно нужно что-то делать. В качестве Дня рождения фирмы можно выбрать день ее регистрации, первый рабочий день в офисе, день получения первого заказа или же первый попавшийся день в календаре. В любом случае определяться с этой памятной датой придется руководителю, ведь это его фирма и ему виднее, с чего все начиналось. А когда День X выбран, то необходимо определиться с тем, стоит его отмечать или нет. В конце концов можно просто обвести его в календаре ярким маркером и благополучно об этом забыть. Но делать этого все-таки не стоит, и вот почему.
День рождения компании – это именно тот выстрел, которым можно убить сразу несколько упитанных зайцев, одним из которых является поддержание имиджа организации. Если вы ежегодно отмечаете Company day, значит, вы являетесь солидной, успешной и, главное, стабильной компанией. А ничто не привлекает клиентов и партнеров так, как стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Данный праздник выполняет функцию «фиксации успеха», с его помощью можно всем лишний раз продемонстрировать свое благополучие.
Идеологически корпоративные мероприятия подобного склада ориентированы:
- либо на сотрудников компании,
- либо на партнеров и клиентов.
Так что прежде всего необходимо определиться с тем, какие задачи вам хотелось бы решить в первую очередь: внутренние или внешние. Наверняка найдутся и такие, кому захочется одновременно угодить и работникам своей фирмы, и деловым партнерам. С организационной точки зрения это возможно, но не желательно. В таком случае не обойтись без разделения пространства, и атмосфера равенства и братства, которая так необходима простому офисному работнику, сразу же исчезнет.
Если праздник устраивается для сотрудников компании, то преследуются такие цели, как сплочение коллектива, поднятие...