Зуйков Андрей Валерьевич
В 2001 году закончил Академический правовой университет при ИГП РАН по специальности «юрист», в 2006 г. – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности «экономист». С 2002 года – консультант по налогам и сборам. Начиная с 2001 года занимался налоговой практикой в производственной, инжиниринговой, строительной, алкогольной отраслях. С 2007 года – директор дирекции налоговой политики ОАО «НТВ-ПЛЮС», где обеспечивает налоговую безопасность компании по настоящее время.
– Что представляет собой управление налоговыми рисками на конкретном предприятии?
– Как правило, на крупных предприятиях внедрена целая система управления рисками, включающая в себя управление финансовыми, юридическими, репутационными и другими рисками. Одним из этих элементов является система управления налоговыми рисками, которая, однако, может быть и самостоятельной.
Задачей такой системы является выявить, оценить и своевременно среагировать на налоговые риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий, связанных с процессом налогообложения.
Система управления налоговыми рисками начинается с управленческого решения о ее создании, то есть собственники или менеджмент должны прийти к такому решению. Обычно эта система включает организационную структуру, процедуры, функции, ответственность работников подразделений, отвечающих за управление налоговыми рисками.
Иными словами, организация, заботящаяся о своем финансовом положении, репутации, занимающая активную позицию по управлению своими предпринимательскими рисками, рано или поздно задумывается о создании подразделения, в функции, полномочия и зону ответственности которого входит анализ совершаемых операций, их оценка на соответствие налоговому законодательству, сложившейся практике и минимизация негативных последствий.
– Вы говорите о создании некоего отдельного подразделения, в то время как во множестве российских компаний налоговыми вопросами занимается главный бухгалтер…
– Да, зачастую так и происходит. И иногда это оправданно. Необходимо понимать задачи, которые ставятся собственником и менеджментом в этой области, финансовые возможности и т.п.
Но если говорить о комплексном подходе к управлению налоговыми рисками, а это подразумевает взаимодействие всех подразделений компании в процессе выявления и оценки рисков по направлениям деятельности, то передача функций управления подразделению, риски которого контролируются, может нивелировать положительный эффект от внедрения процедур управления рисками. Ведь зачастую риски создаются самой бухгалтерской службой. Это так называемые риски процесса, т.е. налоговые риски, обусловленные допущенными неумышленными ошибками бухгалтерских служб налогоплательщиков (например, технические ошибки).
Кроме того, необходимо отметить, что в последнее время под налоговыми рисками начинают понимать не только риски налоговых доначислений. Крупные международные компании, а вслед за ними и российские, под налоговыми рисками понимают еще и риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых резервов, кредитование бюджета, т.е. риски неэффективного налогообложения. Со всеми этими задачами бухгалтерская служба справиться не в состоянии…
В целом управление налоговыми рисками осуществляется за счет внутренних и внешних источников.
Управление рисками за счет внутренних источников подразумевает управление внутри организации без привлечения внешних консультантов.
Эффективность такого способа управления налоговыми рисками зависит от множества факторов: от подхода компании к данному вопросу; от количества персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками; от квалифицированности персонала; от степени вовлеченности персонала в процесс принятия решений.
Управление налоговыми рисками за счет внешних источников осуществляется посредством привлечения сторонних налоговых консультантов или контролирующих служб.
Комбинированный способ объединяет внутренний и внешний интеллектуальные ресурсы.
Выбор того или иного ресурса, за счет которого будет осуществляться управление налоговыми рисками, как я уже говорил, зависит от многих факторов: масштабов бизнеса организации, затрат на обеспечение налоговой безопасности и т.д.
– С какими налоговыми рисками может столкнуться организация?
– Риски, возникающие в результате правоприменения и толкования налогового законодательства налоговыми органами и судами (так называемые риски окружения).
К ним можно отнести налоговые риски, обусловленные несовершенством законодательства, наличием пробелов в нормативных документах, когда какой-то вопрос либо не урегулирован совсем, либо разные документы содержат различное толкование одних и тех же норм, они связаны с противоречиями и неясностями актов налогового законодательства. Поэтому следует помнить о правиле, предусмотренном п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».
В эту группу можно также включить налоговые риски, возникающие вследствие неопределенности применения налоговых законов в различных обстоятельствах, риски возможного изменения налогового законодательства или практики, неожиданные судебные решения. Организация не может повлиять на вероятность наступления данных рисков. Причем основную роль в процессе создания этих рисков играет государство.
О следующей группе рисков я уже упомянул. Это налоговые риски, связанные с неверным исполнением налоговых законов, ошибками в налоговом учете или налоговом планировании (так называемые риски процесса):
- налоговые риски, обусловленные допущенными неумышленными ошибками налогоплательщиков (например, технические ошибки). Причинами допущения таких ошибок могут быть недостаточный уровень квалификации работников бухгалтерских служб. Часто подобные риски возникают из-за простых управленческих ошибок, когда налоговый или бухгалтерский отделы не вовлечены в процесс принятия управленческих решений;
- налоговые риски, обусловленные сознательными действиями. Данная группа налоговых рисков вызвана стремлением налогоплательщика уменьшить размер налогового бремени, используя для этого разные инструменты налогового планирования либо просто путем прямого уклонения от налогообложения.
Группа рисков неэффективного налогообложения – это риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых резервов, кредитование бюджета и т.д.
Когда предприятие стремится сэкономить на налогах, оно находится в зоне потенциального риска, и поэтому действовать требуется крайне осмотрительно. Как следствие, возможно наступление репутационных налоговых рисков.
Это риски нанесения ущерба репутации компании, что может привести к уменьшению числа клиентов, отказу поставщиков от работы с предприятием изза формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости компании или характере деятельности в целом.
Задача минимизации репутационного риска основывается на минимизации претензий к организации со стороны третьих лиц, в первую очередь налоговых, правоохранительных и судебных органов. Эти риски являются внешними по отношению к рискам процесса и рискам толкования закона, т.к. не всегда претензии со стороны налоговых органов основаны на нарушении налогоплательщиком действующего налогового законодательства.
– Какие этапы работы с налоговыми рисками Вы могли бы выделить?
– В управлении налоговыми рисками выделяют выявление налоговых рисков, оценку налоговых рисков, выработку мер по реагированию на налоговые риски, контроль (мониторинг) за исполнением мер по минимизации (устранению) налоговых рисков.
В рамках работы по выявлению необходимо соблюдать баланс основных принципов налоговой политики:
- соблюдение осторожности суждений о требованиях налогового законодательства;
- взвешенный подход к налоговым рискам, которые могут возникнуть при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве;
- достаточная степень профессионального консерватизма в отношении налогообложения операций и сделок при неоднозначном толковании действующего законодательства;
- оптимизация налогообложения, т.е. разработка комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков, предполагающих баланс уровня налоговой нагрузки и удержание налоговых рисков в допустимых пределах.
Как понятие налогового риска, так и принципы его оценки очень субъективны и зависят, как правило, от квалификации исполнителя и используемых им оценочных критериев, соответствия/несоответствия позиции Министерства финансов и налоговых органов и вероятности обнаружения риска (найдут/не найдут).
Кроме финансовых аспектов риска (т.е. суммы возможных доначислений налогов и штрафов), при определении принципов оценки риска необходимо учитывать и иные последствия налоговых рисков для компании (например, репутационные), что позволит выработать более сбалансированный подход к их оценке.
Для оценки налоговых рисков деятельности вашего предприятия вам может помочь Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ306/333@ (ред. от 14.10.2008 г.). В частности, Концепцией определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, что делает для организаций процесс выбора объекта выездной налоговой проверки более прозрачным.
Согласно этой Концепции существуют всего 12 критериев выбора объекта выездной налоговой проверки, при наличии которых возможно проведение выездной налоговой проверки. Например, в Концепции присутствует такой критерий, как ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Под него подпадают операции с контрагентами, которые могут привести к налоговым рискам.
Вменение налоговых претензий, основанных на недобросовестности контрагентов, сейчас стало особенно «популярным» среди налоговых органов и приобрело значительный размах.
В этой связи наибольшую актуальность приобретает проявление осмотрительности при выборе контрагентов, что позволит в будущем избежать доначислений налогов, если вдруг, например, генеральный директор вашего поставщика откажется от совершения вашей сделки.
Я могу посоветовать закрепить локальным нормативным актом по вашей компании порядок документооборота при заключении сделок, а также требования, предъявляемые к вашим контрагентам.
Оценка рисков может быть качественной и количественной.
При количественной оценке, т.е. при определении суммы риска, достаточно умножить базу для расчета риска на налоговую ставку налога, по которому возник риск. Например, если возник риск по налогу на прибыль в виде отсутствия документального подтверждения расхода, для расчета риска необходимо умножить сумму расходов, по которым нет документального подтверждения, на налоговую ставку.
Качественная оценка – это оценка вероятности возникновения налогового риска (используется экспертный метод):
- высокий риск – требования налогового законодательства нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу налогоплательщика;
- средний риск – требования налогового законодательства не нарушены, но позиция налоговых органов и/или Минфина России неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна;
- низкий риск – требования налогового законодательства не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России неблагоприятна для налогоплательщика, но арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика.
Для проведения качественной оценки могут использоваться и ранжирование, когда в баллах оцениваются:
- вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа) – характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности обнаружения обстоятельств, лежащих в основании риска, при проведении налоговых или иных проверок;
- вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа – характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности проигрыша спора в суде с учетом сформировавшейся судебной практики.
Оценивается вероятность наступления рискового события, т.е. вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа), и вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа, после чего определяется степень риска.
Показатели оценки риска умножаются и ранжируются по следующим группам: «remote» – отдаленный (степень риска от 1 до 5), «possible» – возможный (степень риска от 6 до 14), «probable» – вероятный (степень риска от 15 до 25). После чего определяется интегральная оценка риска:
Интегральная оценка риска = Степень риска Ч Финансовая оценка риска х Величина риска.
– А какие способы реагирования на налоговые риски Вы посоветовали бы предпринимать налогоплательщикам? И как контролировать управление налоговыми рисками?
– В рамках выработки мер по реагированию на налоговые риски на практике применяются следующие методы.
Принятие риска. Риск принимается, если все доступные способы его снижения не являются экономически целесообразными по сравнению с ущербом, который может нанести реализация риска. Руководители осведомлены о наличии данного риска и его характеристиках и осознанно не предпринимают каких-либо мер воздействия на риск.
Предотвращение/избежание риска. Избежание риска реализуется путем прекращения определенного вида деятельности, хозяйственных операций, ведущих к риску. Одним из способов избежания рисков является изменение стратегических задач или операционного процесса.
Передача/перенос риска. Решение о передаче риска зависит от характера деятельности, важности связанной с риском операции и ее финансовой значимости. Стандартные механизмы передачи рисков включают: страхование, передачу рисков партнерам в рамках создания совместного предприятия или объединения, аутсорсинг, диверсификацию деятельности Общества. Перемещение источника не является переносом риска.
Контроль/снижение риска. Снижение риска – действия, предпринятые для уменьшения вероятности, негативных последствий или того и другого вместе.
Контроль/снижение риска достигается с помощью организации системы отчетности, формализации процессов; проведения обучающих программ; разработки методик и процедур внутреннего контроля и управления рисками; проведения внутреннего аудита.
Контроль (мониторинг) управления рисками – контроль динамики изменения характеристик налоговых рисков и эффективности реализации мероприятий по управлению рисками. Мониторинг позволяет отслеживать статус риска, определять, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления налоговыми рисками, собрана ли достаточная информация для принятия решений по управлению рисками и была ли эта информация использована для снижения степени риска в Обществе.
Мониторинг осуществляется путем сбора информации по динамике критических рисков и осуществлению планов внедрения мероприятий по их управлению, поступающей от владельцев рисков.
По результатам мониторинга могут быть:
- откорректированы реализуемые мероприятия или разработаны дополнительные;
- внесены изменения в локальные нормативные акты Общества, предусматривающие процедуры и механизмы по управлению рисками;
- разработаны методики и процедуры управления налоговыми рисками в соответствии с критериями внутренних стандартов и требованиями налогового законодательства;
- подготовлена презентация по системе управления налоговыми рисками;
- подготовлен свод и предоставлена информация по налоговым рискам для консолидированной отчетности компании.