Скандал вокруг банка UBS, связанный с активными попытками фискальных органов США получить полную информацию о своих вкладчиках, разразившись еще в конце 2008 г., не утихает и по сей день. Швейцарские банки, имевшие репутацию «молчаливой стены», всегда привлекали к себе внимание вкладчиков со всего мира, причем не только законопослушных. В статье отражена сегодняшняя ситуация в области охраны банковской тайны за рубежом. Хотелось бы подчеркнуть не только отрицательные стороны работы с европейскими банками, но и их стремление противостоять давлению как со стороны отдельных государств, так и всего мирового сообщества. В то же время рассматриваются и негативные последствия, возникшие ввиду уступки властям.
Открытие счета является необходимым инструментом ведения бизнеса или же средством аккумулирования денежной массы. Выбирая банк, вкладчики предъявляют к нему целый ряд требований, таких, как надежность, ликвидность (данное требование еще острее проявило себя в условиях финансового кризиса), удобство работы с банковским счетом, респектабельность кредитной организации и, конечно же, высокая степень конфиденциальности. Иногда именно гарантия конфиденциальности сведений является ключевым фактором при выборе банка. После введения директивы Европейского Союза о банковских вкладах некоторые иностранные банки начинают раскрывать информацию о своих вкладчиках. Проанализируем, как сегодня складывается ситуация с обеспечением банковской тайны в банках разных стран и чего следует ожидать в ближайшее время владельцам счетов в иностранных банках.Банковская тайна – институт гражданского права, защищающий тайну кредитных организаций, личную тайну вкладчиков; не подлежащая разглашению информация о состоянии счетов клиентов и производимых банками операций; разновидность коммерческой тайны.
Фрагмент документа
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или уполномоченным ими представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
Директивы ЕС, призванные бороться с отмыванием денежных средств, значительно модернизировали понятие «банковская тайна». По мнению разработчиков данных директив, сведения о вкладчиках должны быть прозрачными и доступными. Однако, как показывает практика, мало кто из вкладчиков готов раскрывать о себе информацию. Именно поэтому их внимание, как и прежде, обращено в сторону стран, которые не только декларируют, но и реально охраняют тайну вклада.
Исторически сложилось, что репутация некоторых банков является синонимом понятия «конфиденциальность», другие же популярны ввиду удобства управления счета, близости и пр., но никак не степенью защиты банковской тайны. Таким образом, условно банки подразделяются на две категории:
- с высокой степенью конфиденциальности;
- банки, конфиденциальность которых менее защищена.
Банки с высокой степенью конфиденциальности
Все банки гарантируют конфиденциальность хранящихся у них сведений. В действительности же далеко не каждый банк готов отстаивать интересы своих клиентов в «схватке» с фискальными органами.
Банки Швейцарии, Австрии, Лихтенштейна, Люксембурга возглавляют указанную группу. Ни США, ни Канада, ни большинство стран ЕС, уступивших свои позиции после принятия директив ЕС об отмывании денег, не могут претендовать на подобную репутацию.
Банковская тайна в США – вообще понятие относительное: в случае официального запроса российских или американских государственных органов сведения о счете вкладчика тут же передадут российским или американским налоговым органам соответственно. Закон о тайне вклада (Bank secrecy Act 1970) предписывает предоставлять властям информацию о «подозрительных» транзакциях. Подобные сведения должны незамедлительно поступать в центральный электронный архив .
В 2003 г. министрам финансов стран ЕС удалось договориться о том, что банки должны информировать налоговые органы о размере процентов, получаемых по любому банковскому вкладу. С 1 января 2005 г. вступили в силу положения Директивы ЕС, регулирующей обмен информацией по инвестициям для целей налогообложения, что, по замыслу ее создателей, позволит раскрыть многие банковские секреты.
Рассмотрим более подробно существующие оплоты банковской тайны.
Швейцария
Швейцария насчитывает более 400 банков, начиная с так называемых «Two Big Banks» (UBS и Credit Swiss) и заканчивая мелкими банками. Банковская тайна не ограничена во времени, она остается в силе даже после закрытия счета клиента.
Если ранее понятие «банковская тайна» непременно ассоциировалось со швейцарскими банками, то сегодня СМИ изобилует информацией о том, что они «сливают» сведения о своих вкладчиках. Одним из последних «камешков» в огород швейцарских банков стала повергшая в шок мировое сообщество информация о разглашении UBS-сведений . Двое вкладчиков были арестованы по обвинению . Данные о «незадекларированных» счетах американцев были переданы органам США, расследующим дела по уклонению от уплаты налогов.
За последние несколько лет это, к сожалению, не единичный случай.
Именно уверенность в полной анонимности всегда привлекала клиентов со всего мира.
Из истории известно, что фашистские лидеры, а также преследуемые ими евреи предпочитали хранить сбережения именно в швейцарских банках. После войны колумбийские бароны, африканские диктаторы и лица, уклоняющиеся от уплаты налогов по всему миру, перекачивали свои нечистые миллиарды в швейцарские сейфы.
Страна, банки которой аккумулировали на депозитных счетах почти треть мировых частных капиталов, теперь вынуждена соглашаться с международными правилами налоговой прозрачности, принося в жертву банковскую тайну.
Охрана банковской тайны в Швейцарии регулируется не только нормами гражданского права, в частности Banking Act of 1934, но и нормами уголовного права – Уголовным Кодексом Швейцарии 1937 г. (Schweizerisches Strafgesetzbuch, 1937). За разглашение банковской тайны в Швейцарии предусмотрены уголовные санкции.
Отмывание денег не считалось преступлением в Швейцарии до 1990 г. Законодательство о банковской тайне надежно охраняло клиентов банка – членов мафии от иностранных властей, преследующих их.
В 1998 г. законы против отмывания денег коренным образом изменили внутреннюю политику частных банков. Теперь швейцарский банкир может оказаться в тюрьме, если не раскроет властям имена подозрительных клиентов. В итоге под натиском директив ЕС, а также правительства США разрушена швейцарская , положен .
Но имеются и факты, опровергающие вышесказанное. Речь идет о недавнем отказе UBS в предоставлении информации американскому суду о своих клиентах – резидентах США. По словам представителей банка, такой запрос не легитимен и, соответственно, .
Несмотря ни на что, Швейцария не намерена полностью отказываться от сохранения конфиденциальности вкладов. Президент Швейцарии Ганс-Рудольф Мерц заявил, что страна будет предоставлять необходимую информацию по детализированным запросам представителей других стран только в отдельных случаях, то есть при доказанных веских основаниях. Президент полагает, что это сохранит трудности в работе сотрудников, занимающихся поиском лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. « Автоматического обмена информацией не будет», – заявил .
Австрия
Австрия издавна была привлекательна для вкладчиков высокой степенью охраны банковской тайны. Конфиденциальность информации и теперь остается одним из главных принципов банковского дела в этой стране. Более того, именно правительство Австрии одним из первых объявило о гарантии вклада (правительственные гарантии). Австрийские банки предпочитают работать в основном с «накопительными» счетами. Конечно, и в этом случае существует риск, что деньги вкладчика не были задекларированы, но есть реальная надежда, что такой счет не будет активно использоваться при махинациях.
Австрии, как и Швейцарии, пришлось откорректировать правила идентификации клиентов, ужесточить процедуру . Самым радикальным нововведением стало упразднение анонимных сберегательных книжек (Sparbucher). Этот инструмент был привлекателен тем, что даже сами банки не располагали данными о владельцах выданных ими книжек. В 2002 г. владельцев сберкнижек принудили раскрыть сведения о себе, однако это не стало причиной массового оттока клиентов из австрийских банков. И неудивительно: принцип «Know your client», что в переводе означает «Знай своего клиента», в тот период стал применяться повсеместно. Таким образом, ужесточение требований банков Австрии ни для кого не стало сюрпризом.
Австрийские банки, как правило, гораздо более либеральны, чем кредитные организации большинства других стран ЕС, в вопросе открытия счетов клиентам из Восточной Европы. Так, правила Due Diligence в Австрии гораздо реже являются предлогом для отказа в открытии счета клиенту только потому, что тот – резидент России или Украины, к примеру. То же самое можно сказать и об открытии счетов в австрийских банках оффшорным компаниям: если у компании все документы в порядке, а ее бенефициары известны банку, прошли соответствующие процедуры Due Diligence, вероятность положительного решения об открытии счета весьма велика.
Отношение к банковской тайне в Австрии очень серьезное, а изменить ситуацию можно, только проведя референдум. Нормы о тайне банковских вкладов в Австрии, содержащиеся в законе «О банковской деятельности» (The Austrian Banking Act and The Austrian Financial market Authority Act of 1993), оцениваются специалистами как одни из самых строгих в мире. Сам закон имеет статус конституционного, то есть, в отличие от других законодательных актов, изменения и поправки требуют сложной процедуры и должны быть одобрены парламентом Австрии.
Даже вступление Австрии в ЕС в 1995 г. не повлекло изменения режима секретности банковской тайны. Принимая во внимание всю специфику взаимоотношений Австрии и ЕС, привилегии банков в отношении сохранения тайны вкладов вряд ли будут модернизированы коренным образом в обозримом будущем. Благодаря строгой банковской тайне австрийские банки имеют отличную репутацию.
Следует отметить, что в черном списке банков, опубликованном в США, Австрия не фигурирует.
Лихтенштейн
Лихтенштейн в вопросе банковской тайны консервативен. В свое время он даже был включен в ввиду нежелания обмениваться информацией о вкладчиках. Правда, уже в 2001 г. маленькую страну вычеркнули из данного списка. Но до сих пор для международных организаций, борющихся с общемировой финансовой преступностью, Лихтенштейн – непреодолимая скала.
Банковская тайна в Лихтенштейне охраняется Banking Act of 1961. Законодательство страны прямо регламентирует, что информацию о реальном собственнике денег банк не обязан раскрывать никому.
Однако даже самый надежный банк не застрахован от роковых ошибок. Прошлый год был ознаменован для Лихтенштейна крупнейшим скандалом за всю историю существования кредитных организаций в стране. Для LGT такой ошибкой стал , которого взяли на работу в 2001 г. и который скопировал и вывез данные о счетах 1400 клиентов. Эта информация представляет собой святую святых любого банка – в ней содержатся данные о реальных именах владельцев денег, а также . Эту базу данных бывший менеджер банка продал немецкой разведке. Состоятельные граждане Германии больше всего любят лихтенштейнскую налоговую гавань. По оценке Берлина, предположительно до 4 млрд евро оседает на счетах банков этого . Кроме того, в базе данных, украденной Кибером, содержались сведения о 1400 клиентах LGT, 600 из которых – резиденты Германии.
После того как Германия выкупила сведения о своих гражданах, имеющих счета в LGT, Лихтенштейн принял решение смягчить .
С 1 января 2001 г. в Лихтенштейне действует новый закон, предусматривающий обязанность профессионального лица проявлять необходимую осмотрительность при осуществлении финансовых сделок. ОЭСР, а также международная группа по противодействию «отмыванию» денежных средств ФАТФ назвали Лихтенштейн государством, поддерживающим международную борьбу с «отмыванием» денег.
Имея пятнадцать банков, Лихтенштейн представляет собой пример современной и эффективной банковской системы. Сохранение банковской тайны является главным приоритетом: строгое и всеобъемлющее законодательство требует от местных банкиров проявлять величайшую сдержанность и осторожность. Хотя банковская тайна и может быть раскрыта по решению суда местной юрисдикции при ведении уголовных дел, банкиры Лихтенштейна менее охотно идут на это, чем в той же Швейцарии. Семья Великого Князя широко вовлечена в финансовые дела княжества.
Люксембург
Люксембург, как и Австрия, закрепил постулаты о банковской тайне в своих конституционных законах. Согласно закону «О банках» 1981 г. Люксембург обеспечивает еще лучшее сохранение банковской тайны, чем соседние Швейцария и Лихтенштейн. Закон дает веские гарантии того, что информация из банка не попадет в иностранное налоговое ведомство. Банковский сектор экономики Люксембурга жизненно важен для пополнения государственной казны. Его центральное расположение среди стран – соседей с высоким уровнем налогов, таких, как Франция, Бельгия, Германия, означает большую потенциальную клиентуру, что в свою очередь привело к высокой концентрации финансовых институтов.
Люксембург, как и другие европейские государства, испытывает постоянное давление со стороны организаций, борющихся с «отмыванием» денег. Решение данного вопроса, принятое правительством страны, подобно решению банков Австрии и Лихтенштейна. Автоматически налоговые органы соответствующих государств об открытии счетов их резидентами не уведомляются. Однако банки не отрицают возможность передачи информации в случае специального запроса по конкретному делу, носящему характер преступления по законодательству другой страны.
Выводы
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что экономика перечисленных стран очень плотно завязана на банковских вкладах. Нельзя не учитывать данный факт, как нельзя не брать во внимание растущее давление со стороны международных организаций. Экономических кризис заставил правительства многих стран, стремящихся оставить в стране денежный массив, выводимый за ее пределы, ужесточить свою политику. Однако для стран, жизнеобеспечение которых – это инвестиции вкладчиков, важнее сохранить клиентов, нежели следовать нормам международных соглашений. Именно по этой причине ФАТФ нескоро сумеет добиться от Швейцарии, Австрии, Лихтенштейна полного обмена информацией, доведенного до автоматизма.
Жесткое законодательное регулирование банковской тайны позволяет лимитировать число запросов, обращенных к конкретному банку. Только в случае положительного решения суда о наличии состава преступления официальный запрос передается в банк. И уже после этого банк самостоятельно принимает решение, раскрывать информацию или нет. Но даже в этом случае банки до последнего будут стремиться ограничить количество раскрываемой информации.
Однако хотелось бы отметить единственно верный способ, который позволит избежать скандала, связанного с разглашением сведений о вкладчиках, – максимально «чистый» бизнес. В этом случае, даже если налоговым органам будет предоставлена информация о бенефициаре, это не повлечет никаких проблем, поскольку все доходы такого лица задекларированы.