Top.Mail.Ru
Несмотря на кризис, в результате которого проблема кадрового голода отошла на второй план, подбор опытных продавцов-кассиров продолжает оставаться актуальной задачей для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей. В статье речь пойдет о том, как и где подготовить сотрудников, способных обеспечить качественное обслуживание посетителей и учет товара.
Качественное обслуживание посетителей, учет товара, борьба с хищениями – все эти задачи становятся непосильными для многих предпринимателей, занимающихся торговлей, в связи с недостатком по-настоящему подготовленных специалистов. В стране имеется сеть профессиональных училищ, занимающихся подготовкой кассиров-операционистов. Но их явно недостаточно, а уровень подготовки специалистов невысок. В чем же кроется причина?

Трудности, возникающие при обучении и переподготовке кассиров-операционистов, вызваны следующими факторами.

Во-первых, система обучения кассиров-операционистов несовершенна:

  • отсутствует единая программа обучения;
  • недостаточное количество методической литературы;
  • ни одно учебное заведение не имеет современной материально-технической базы, позволяющей проводить обучение работе на всех существующих моделях ККТ, включаемых в Государственный реестр.

Во-вторых, отсутствует квалифицированный преподавательский состав. В последнее время в СМИ и наружной рекламе можно встретить большое количество объявлений с информацией о том, что «учебное заведение в короткие сроки и по самым низким ценам осуществит подготовку и переподготовку кассиров-операционистов для работы на всех типах ККТ».

Однако сейчас основная масса специалистов по эксплуатации и обслуживанию ККТ работает в центрах технического обслуживания, а отсюда напрашивается вывод, что практическое обучение на конкретной модели ККТ наиболее эффективно в ЦТО, с которым у потребителя заключен договор на ТО и ремонт данной ККТ. Никто лучше специалистов ЦТО (не считая, конечно, разработчика и производителя ККТ) не знает всех особенностей эксплуатации той или иной модели ККТ. И еще одним преимуществом практического обучения работе на ККТ в ЦТО является то, что при возникновении во время эксплуатации пользователем ККТ каких-либо внештатных ситуаций или других затруднений можно оперативно получить квалифицированную консультацию и практическую помощь.

Эксплуатацию ККТ должны осуществлять только специалисты. Анализ деятельности ЦТО ККТ показывает, что большое количество выходов из строя и сбоев в работе ККТ связано с тем, что их эксплуатирует неподготовленный или плохо обученный персонал.

Прежде чем приступить к работе, необходимо определить контингент лиц, допущенных к эксплуатации ККТ, и уровень их технической подготовки. Увеличение количества и разнообразия применяемых в различных сферах ККТ, а также повышение уровня сложности машины влекут необходимость допуска к работе только квалифицированных кассиров-операционистов и других материально-ответственных лиц (контролер-кассир, официант, продавец, буфетчик, приемщик заказов и др.). Учитывая постоянное совершенствование и обновление программно-технического оснащения находящихся в эксплуатации ККТ, требуется проведение периодической переподготовки кассиров-операционистов.

«Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. Минфином РФ 30.08.1993 г. № 104) устанавливают, что к работе на ККМ допускаются лица, освоившие правила эксплуатации ККТ в объеме технического минимума.

Обязаны ли вы учить продавцов?

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.1998 г.) кассир должен иметь начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (общее) образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, кассир либо должен иметь соответствующую специальность начального профессионального образования (кассир торгового зала, контролер-кассир и т.п.), указанную в приказе Министерства образования и науки РФ от 14.12.2007 г. № 339 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования», либо среднее (полное) общее образование и при этом пройти специальную подготовку. Аналогичные требования изложены в Российском государственном стандарте ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу» (п. 4.2): «…обслуживающий персонал должен иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии». Ст. 196 ТК РФ предусматривает обязанность работодателей по подготовке и переподготовке кадров.

Справка

Нарушение норм трудового законодательства влечет наложение административного штрафа согласно ст. 5.27 КоАП РФ на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кстати

Статьей 18 Закона г. Москвы от 09.12.1998 г. № 29 «О торговой деятельности в городе Москва» к работникам торговли предъявляются требования о наличии профессионального образования и профессиональной подготовки, причем работодатель обязан проконтролировать и обеспечить наличие указанного образования. Такой контроль осуществляется работодателем при приеме работников на работу. В случае если работодатель принял на работу работника, не имеющего образования, он обязан обучить работника.

В соответствии с приказом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 29.06.2004 г. № 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы» (п. 4.4 Приложения № 1 к приказу) при проведении проверок устанавливаются личности и должностное положение персонала, наличие у них соответствующих квалификационных документов (свидетельств, аттестатов, удостоверений и т.п.).

Подготовку и повышение квалификации работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей товаров и услуг на территории города Москвы, имеют право проводить учебные заведения и организации как государственные, так и негосударственные, которые имеют соответствующие лицензии на право образовательной деятельности, в том числе по конкретным специальностям.

Куда пойти учиться?

Вопрос о том, где проходить обучение сотрудникам, работодатель решает самостоятельно. Четких указаний законом не установлено. Поэтому наиболее рациональным и эффективным методом подготовки кассиров-операционистов, по нашему мнению, представляется обучение в два этапа. Первый этап должен проходить в учебных заведениях, имеющих лицензию, по окончании которого лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивается квалификация «кассир-операционист» и выдается соответствующий документ. На этом этапе обучающиеся должны приобрести тот минимум знаний, который необходим кассирам-операционистам в их повседневной работе.

Второй этап – это обучение на конкретной модели ККТ, в ходе которого обучающийся узнает об особенностях эксплуатации данной модели ККТ, ее технических характеристиках, основных функциях, порядке проведения ежедневного ТО, технике безопасности, порядке ведения учета и составления отчетности. Специалисты ЦТО обучат работе с дополнительными устройствами: считывателями штрих-кодов, считывателями магнитных карт и смарт-карт, весами, контроллерами топливораздаточных колонок и т.д.

Хотелось бы еще раз отметить, что наличие на предприятиях, применяющих ККТ, хорошо обученных кассиров-операционистов способствует бесперебойной работе ККТ и отсутствию очереди у касс, уменьшению числа выходов из строя ККМ, а также позволит избежать конфликтов с налоговыми органами при оформлении отчетных документов.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Рассчитываем страховые взносы при совмещении ОСНО и ЕНВД

Совмещая общую систему налогообложения и ЕНВД, бизнесмены должны учитывать множество нюансов при определении своих доходов для расчета взносов. ­Поговорим о них и приведем последние разъяснения чиновников по этой теме.

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ТКС

Наиболее часто инспекторы направляют требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Несмотря на то что с 1 января 2016 г. действует мораторий на проведение определенных проверок, какие-то из них все же остались. Зачастую по их результатам сотрудники надзорных органов выносят предписания, постановления или решения. Статья расскажет о том, на что обратить внимание в этих документах, если вдруг бизнесмен будет привлечен к административной ответственности.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности осуществления деятельности предпринимателя – частного юриста

Человек, далекий от юриспруденции, не всегда может отличить адвоката от частного юриста. Действительно, оба специалиста оказывают юридические услуги. Значит, разница только в названии? Но между этими профессиями существует немало принципиальных отличий. Достаточно хотя бы того, что частным юристом может стать любой желающий, а статус адвоката еще нужно получить. Но это не значит, что качество услуг адвоката будет выше. Автор избавит вас от этого стереотипа. Если же вы хотите оказывать услуги в области права и выбираете, кем стать, то вам нужно помнить, что юрист-предприниматель вправе применять «упрощенку», а адвокат – нет.

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

В ходе налоговой проверки инспекторы обнаружили нарушения, за которые на вас наложили штрафы. Знакомая ситуация? Тогда вы должны знать, что совершенно необязательно соглашаться с решением налоговиков, ведь его можно оспорить в вышестоящей инстанции и в суде. Знаете ли вы, какие ошибки инспекторов в требовании об уплате штрафа делают его незаконным? Как избежать взыскания санкций за счет иного имущества? Когда применимы внесудебный и судебный порядки обжалования решения налоговиков? Авторы не только подробно ответили на эти и другие вопросы, но и показали на примере, как документально оформить свои возражения по акту налоговой проверки и апелляционную жалобу на решение налоговиков.

Проверка органами федеральной миграционной службы

Санкции за нарушение миграционного законодательства, накладываемые на работодателей, крайне жесткие, а судебная практика складывается не в пользу последних. Поэтому предпринимателям следует иметь представление о возможных штрафах и полномочиях миграционной службы при проведении проверок.