Несмотря на кризис, в результате которого проблема кадрового голода отошла на второй план, подбор опытных продавцов-кассиров продолжает оставаться актуальной задачей для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей. В статье речь пойдет о том, как и где подготовить сотрудников, способных обеспечить качественное обслуживание посетителей и учет товара.
Качественное обслуживание посетителей, учет товара, борьба с хищениями – все эти задачи становятся непосильными для многих предпринимателей, занимающихся торговлей, в связи с недостатком по-настоящему подготовленных специалистов. В стране имеется сеть профессиональных училищ, занимающихся подготовкой кассиров-операционистов. Но их явно недостаточно, а уровень подготовки специалистов невысок. В чем же кроется причина?Трудности, возникающие при обучении и переподготовке кассиров-операционистов, вызваны следующими факторами.
Во-первых, система обучения кассиров-операционистов несовершенна:
- отсутствует единая программа обучения;
- недостаточное количество методической литературы;
- ни одно учебное заведение не имеет современной материально-технической базы, позволяющей проводить обучение работе на всех существующих моделях ККТ, включаемых в Государственный реестр.
Во-вторых, отсутствует квалифицированный преподавательский состав. В последнее время в СМИ и наружной рекламе можно встретить большое количество объявлений с информацией о том, что «учебное заведение в короткие сроки и по самым низким ценам осуществит подготовку и переподготовку кассиров-операционистов для работы на всех типах ККТ».
Однако сейчас основная масса специалистов по эксплуатации и обслуживанию ККТ работает в центрах технического обслуживания, а отсюда напрашивается вывод, что практическое обучение на конкретной модели ККТ наиболее эффективно в ЦТО, с которым у потребителя заключен договор на ТО и ремонт данной ККТ. Никто лучше специалистов ЦТО (не считая, конечно, разработчика и производителя ККТ) не знает всех особенностей эксплуатации той или иной модели ККТ. И еще одним преимуществом практического обучения работе на ККТ в ЦТО является то, что при возникновении во время эксплуатации пользователем ККТ каких-либо внештатных ситуаций или других затруднений можно оперативно получить квалифицированную консультацию и практическую помощь.
Эксплуатацию ККТ должны осуществлять только специалисты. Анализ деятельности ЦТО ККТ показывает, что большое количество выходов из строя и сбоев в работе ККТ связано с тем, что их эксплуатирует неподготовленный или плохо обученный персонал.
Прежде чем приступить к работе, необходимо определить контингент лиц, допущенных к эксплуатации ККТ, и уровень их технической подготовки. Увеличение количества и разнообразия применяемых в различных сферах ККТ, а также повышение уровня сложности машины влекут необходимость допуска к работе только квалифицированных кассиров-операционистов и других материально-ответственных лиц (контролер-кассир, официант, продавец, буфетчик, приемщик заказов и др.). Учитывая постоянное совершенствование и обновление программно-технического оснащения находящихся в эксплуатации ККТ, требуется проведение периодической переподготовки кассиров-операционистов.
«Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. Минфином РФ 30.08.1993 г. № 104) устанавливают, что к работе на ККМ допускаются лица, освоившие правила эксплуатации ККТ в объеме технического минимума.
Обязаны ли вы учить продавцов?
Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.1998 г.) кассир должен иметь начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (общее) образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, кассир либо должен иметь соответствующую специальность начального профессионального образования (кассир торгового зала, контролер-кассир и т.п.), указанную в приказе Министерства образования и науки РФ от 14.12.2007 г. № 339 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования», либо среднее (полное) общее образование и при этом пройти специальную подготовку. Аналогичные требования изложены в Российском государственном стандарте ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу» (п. 4.2): «…обслуживающий персонал должен иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии». Ст. 196 ТК РФ предусматривает обязанность работодателей по подготовке и переподготовке кадров.
Нарушение норм трудового законодательства влечет наложение административного штрафа согласно ст. 5.27 КоАП РФ на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 18 Закона г. Москвы от 09.12.1998 г. № 29 «О торговой деятельности в городе Москва» к работникам торговли предъявляются требования о наличии профессионального образования и профессиональной подготовки, причем работодатель обязан проконтролировать и обеспечить наличие указанного образования. Такой контроль осуществляется работодателем при приеме работников на работу. В случае если работодатель принял на работу работника, не имеющего образования, он обязан обучить работника.
В соответствии с приказом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 29.06.2004 г. № 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы» (п. 4.4 Приложения № 1 к приказу) при проведении проверок устанавливаются личности и должностное положение персонала, наличие у них соответствующих квалификационных документов (свидетельств, аттестатов, удостоверений и т.п.).
Подготовку и повышение квалификации работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей товаров и услуг на территории города Москвы, имеют право проводить учебные заведения и организации как государственные, так и негосударственные, которые имеют соответствующие лицензии на право образовательной деятельности, в том числе по конкретным специальностям.
Куда пойти учиться?
Вопрос о том, где проходить обучение сотрудникам, работодатель решает самостоятельно. Четких указаний законом не установлено. Поэтому наиболее рациональным и эффективным методом подготовки кассиров-операционистов, по нашему мнению, представляется обучение в два этапа. Первый этап должен проходить в учебных заведениях, имеющих лицензию, по окончании которого лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивается квалификация «кассир-операционист» и выдается соответствующий документ. На этом этапе обучающиеся должны приобрести тот минимум знаний, который необходим кассирам-операционистам в их повседневной работе.
Второй этап – это обучение на конкретной модели ККТ, в ходе которого обучающийся узнает об особенностях эксплуатации данной модели ККТ, ее технических характеристиках, основных функциях, порядке проведения ежедневного ТО, технике безопасности, порядке ведения учета и составления отчетности. Специалисты ЦТО обучат работе с дополнительными устройствами: считывателями штрих-кодов, считывателями магнитных карт и смарт-карт, весами, контроллерами топливораздаточных колонок и т.д.
Хотелось бы еще раз отметить, что наличие на предприятиях, применяющих ККТ, хорошо обученных кассиров-операционистов способствует бесперебойной работе ККТ и отсутствию очереди у касс, уменьшению числа выходов из строя ККМ, а также позволит избежать конфликтов с налоговыми органами при оформлении отчетных документов.