Если вы давно хотели привнести во внутреннюю культуру своей компании свежую струю, самое время задуматься о корпоративном издании. Газета или журнал «местного» значения помогут решить не только проблему информирования сотрудников и партнеров о внутренней жизни организации, но и исполнят роль коммуникатора между всеми звеньями компании. После того как вы определитесь с типом средства информации (возможно, вам захочется поступить не совсем традиционно и запустить такой проект, как корпоративное радио или телепередача), вам пригодятся советы нашего эксперта относительно правовых аспектов создания корпоративного СМИ.
В наше время все большую популярность приобретают так называемые корпоративные издания. Это может быть веб-сайт компании, корпоративная газета, корпоративный или отраслевой журнал. Развитие современных технологий позволяет прогнозировать и возникновение каких-то новых, неведомых ранее средств коммуникации. Такие издания - это не только рекламный механизм, это прекрасная возможность для компании донести до корпоративного сообщества или окружающего мира информацию о внутренней жизни компании, о ее ценностях и позиции. Итак, нам предстоит разобраться, распространяются ли на корпоративные издания положения законодательства о средствах массовой информации и как юридически верно провести процедуру регистрации СМИ.
Что такое корпоративное СМИ?
Итак, прежде всего необходимо понимать, что определенная издательская деятельность требует прохождения процедуры регистрации. Это закреплено в ст. 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 21241 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ), где сказано, что редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Под редакцией средства массовой информации Закон о СМИ понимает организацию, учреждение, предприятие либо гражданина, объединение граждан, осуществляющих производство и выпуск СМИ.
В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ под средством массовой информации законодатель понимает периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации, а под массовой информацией - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
В той же статье законодатель устанавливает особые признаки периодического печатного издания: это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание1, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, а под радио, теле, видео, кинохроникальной программой понимает совокупность периодических аудио, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Такое понятие, как «иная форма периодического распространения массовой информации», законодатель не расшифровывает. С одной стороны, это хорошо, так как демонстрирует гибкость определения, что актуально в наше время бурного развития средств коммуникации. С другой стороны, любая диспозитивность толкования правовых норм является возможностью для правовых же спекуляций.
Руководствуясь принципом аналогии, можно установить основные признаки, при наличии которых можно характеризовать корпоративное издание в качестве средства массовой информации:
- должно представлять собой печатные или аудио, аудиовизуальные, или иные сообщения и материалы;
- должно быть предназначено для неограниченного круга лиц;
- у него должно быть постоянное название;
- корпоративное издание должно выходить в свет (эфир) с определенной периодичностью (кратность его должна быть не реже одного раза в год).
В том случае, если корпоративное издание соответствует всем перечисленным признакам, оно признается полноценным средством массовой информации.
Особое отличие корпоративного СМИ - это отсутствие коммерческой выгоды непосредственного от самого издания. То есть издающая организация не продает свои издания и не извлекает выгоды от размещения чужой рекламы.
Такое издание предназначено для настоящих и потенциальных клиентов компании, партнеров и сотрудников.
Его цель - улучшить имидж компании, повысить ее репутацию, авторитет руководства компании, довести определенную информацию до сотрудников компании.
В настоящее время самым распространенным корпоративным средством массовой информации является Интернет - сайт компании, где происходит информирование партнеров, клиентов, сотрудников, в том числе потенциальных, о жизни и деятельности компании, о тех услугах, которые она оказывает, о политике компании.
Основными задачами корпоративных средств массовой информации являются:
- информирование сотрудников о внутренней жизни компании, поздравление сотрудников с личными, корпоративными и государственными праздниками, оценка и признание трудовых и личных достижений сотрудников;
- освещение политики компании, ее принципов и стандартов работы;
- доведение до руководства компании основных проблем и просьб сотрудников путем обратной связи с сотрудниками;
- выработка положительного представления и чувства надежности у сотрудников, клиентов и партнеров о компании и ее руководстве;
- возможность быстро вводить новых сотрудников в курс дела относительно политики компании, характере работы;
- возможность обмена опытом между сотрудниками;
- развитие творческих навыков у сотрудников путем написания статей и информационных сообщений.
Итак, корпоративное средство массовой информации - это сообщения и материалы, периодически (не реже одного раза в год) под постоянным названием и в любой форме публикуемые коммерческой организацией с целью распространения среди неограниченного круга лиц информации об организации, ее деятельности, товарах и услугах, иной информации, без цели извлечения прибыли непосредственно от самой продажи издания или от размещения в издании рекламы сторонних организаций.
Один из перечисленных признаков - неограниченный круг лиц - действующим законодательством не определен. С...