Пару месяцев назад вступил в силу закон, изменяющий привычные правила регистрации компаний. Поправки коснулись случаев нотариального удостоверения подписей учредителей, а также порядка передачи полномочий на представление и получение документов. Расскажем, как изменилась процедура регистрации и почему она стала проще. Не оставим без внимания разъяснения, которые уже успели дать специалисты ФНС России.
С 5 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым была уточнена процедура государственной регистрации компаний и предпринимателей 1. Регистрировать новые фирмы, в принципе, стало проще. Однако есть некоторые нюансы, требующие уточнения. Разберемся в деталях.
Новый закон внес немало изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Если обобщить суть изменений, то они сводятся к следующему:
- скорректированы случаи, когда подписи на документах для регистрации компаний не обязательно удостоверять у нотариуса;
- закреплен порядок передачи полномочий на представление и получение документов в регистрирующем (налоговом) органе.
При этом чиновники уже выпустили рекомендации по применению новых положений законодательства – письмо ФНС России от 14.05.2014 № СА-4-14/9238 (далее – Письмо).
Подписи на документах
Прежде, до 5 мая 2014 года, подлинность подписи на заявлении о регистрации новой компании требовала свидетельствования в нотариальном порядке. Об этом говорилось в прежней редакции п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Получается, что в любом случае, когда регистрировалась новая фирма, заявителю нужно было обращаться к нотариусу.
Требование о необходимости нотариального свидетельствования подписей на документах сохранилось (абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Однако появились исключения. С 5 мая 2014 года не требуется заверять у нотариуса подпись на заявлении о государственной регистрации создаваемой организации, если документы (абз. 3, 5 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):
- подаются заявителем лично в налоговый (регистрирующий) орган и одновременно с ними представляется документ, удостоверяющий личность;
- направляются в налоговый (регистрирующий) орган в форме электронных документов, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом обратим внимание, что изменения не касаются ситуаций, когда документы на регистрацию представляются через многофункциональный центр (МФЦ). При этом подпись по-прежнему нужно заверять у нотариуса. В других случаях (допустим, при смене директора или изменении документов организации) также потребуется обращаться к нотариусу, даже если документы представляются лично.
А вот если использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, то нотариальное заверение теперь не потребуется для любого заявления, уведомления или сообщения. Это прямо закреплено в абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Если же документы направляются по почте, подпись, как и прежде, должна быть заверена у нотариуса. Изменений в данной части не было.
Заявителем при государственной регистрации юридических лиц может быть, в частности (п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):
- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени компании (например, руководитель постоянно действующего исполнительного органа);
- учредитель или учредители юридического лица при его создании;
- руководитель компании, выступающей учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации компании.