Как оформлять пункты текста документа: какие номера и знаки использовать?

Вопрос
Подскажите, пожалуйста, какой межгосударственный стандарт верный в вопросе оформления перечислений: — ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» (в п. 6.4.6 сказано: «перед каждым элементом перечисления следует ставить тире»); — ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам» (в п. 4.1.7 сказано: «перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис»)? Согласно толковому словарю Ушакова: — тире – это знак пунктуации в виде прямой горизонтальной черточки, отличающийся от дефиса большей длиной, отделяется пробелами с двух сторон; — дефис – это короткая черточка, употребляемая как знак переноса или как соединительная черта между словами, например, в слове «как-нибудь». Раньше пункты текста управленческих документов обычно нумеровали арабскими цифрами и после них ставили точку, потом начинался текст пункта. А в ГОСТ Р 7.0.97-2016 заметила, что после номера каждого его пункта сразу идет текст, т.е. привычной точки уже не видно. Итак, какой же все-таки знак необходимо ставить в тексте документа при перечислении? Это обязательное требование или рекомендация (т.е. если она нам кажется нелогичной, можем ли мы продолжить нумеровать пункты арабскими цифрами и ставить после них точку)?
Отвечает

Каждый из перечисленных стандартов является верным, и их требования необходимо соблюдать, если организация добровольно присоединилась к ним, внедрила и применяет, разрабатывая на их основе свои документы. В каждом из перечисленных стандартов сформулирован обязательный первый раздел, который называется «Область применения». Изучать стандарты начинайте именно с него.

ГОСТ 7.32-2017 вы будете соблюдать при составлении отчета о научно-исследовательской работе (НИР) как документа, которым оформляются результаты интеллектуальной научно-исследовательской, проектно-конструкторской или проектно-технологической работы. Если в организации не ведутся научные исследования, не выполняются проектные работы (в рамках основных направлений деятельности или по договорам), то отчеты о НИР в ее деятельности не возникают. Значит, и конкретная предметная область, стандартизируемая по ГОСТ 7.32-2017 (правила оформления отчетов по НИР), для вас неактуальна.

Точно так же ГОСТ 2.105-95 организация будет применять, если требуется составлять текстовые документы на изделия, разработанные ею в области машиностроения, приборостроения и строительства. Предметная область применения ГОСТ 2.105-95 – текстовая часть научно-технических документов, которые входят в состав системы конструкторской документации и имеют в основном графическую форму.

Что касается изложения текста в ГОСТ Р 7.0.97-2016 и оформления перечислений в нем без точки, то, заметьте, что сам ГОСТ принадлежит к совершенно другой системе документации – к стандартам. Они как нормативно-технические документы добровольного применения оформляются по правилам, установленным в ГОСТ Р 1.2-2016 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены».

Делаем вывод: для документов, принадлежащих к разным системам документации, существуют свои собственные требования к составлению.

В процессе оформления управленческих документов, которые упоминаются в вопросе и относятся к системе организационно-распорядительной документации, нужно руководствоваться ГОСТ Р 7.0.97-2016. Прочтите внимательно его требования к рубрикации текста (в Методических рекомендациях по его применению похожая формулировка):

Фрагмент документа

Пункт 5.18 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

…Текст документа может содержать разделы, подразделы, пункты, подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Уровней рубрикации текста не должно быть более четырех…

Уточнение, что арабская цифра в пунктах/подпунктах должна заканчиваться точкой, в действующем стандарте не сделано. Но в ранее действовавших стандартах на оформление организационно-распорядительных документов (ГОСТ Р 6.30-97 и ГОСТ Р 6.30-2003) это правило рубрикации текста так долго повторялось, что стало всем понятным. К тому же оно соответствует и нормам русского языка.

Поэтому поступайте как раньше: объемный текст локальных нормативных актов и распорядительных документов разделяйте на разделы, пункты и подпункты, нумеруйте их арабскими цифрами и заканчивайте точкой.

Очень здорово, что вы стараетесь анализировать проблемы и пользуетесь словарями.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Срок хранения приказов по воинскому учету

В организации ведется воинский учет и бронирование граждан, находящихся в запасе. При изменении персональных данных забронированного работника необходимо внести изменения в список забронированных работников, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ. Изменения необходимо внести приказом. К какому типу приказов его отнести? Какой срок хранения у журнала учета приказов по воинскому учету и бронированию граждан, находящихся в запасе?

Сроки хранения приказов на отпуск

Разберемся со сроками хранения приказов на отпуск, в т.ч.: на отпуск по беременности и родам, на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, на дополнительный социальный отпуск по коллективному договору (на бракосочетание, смерть родственника и т.д.), на дополнительные дни отдыха в связи со сдачей крови или за работу в районах Крайнего Севера. Поводом стал вопрос читателя, который не нашел соответствующих статей в действующем типовом Перечне 2019 года. Объясняем, как определять сроки хранения таким документам: сейчас (отталкиваясь от формулировок Перечня 2019 года) и потом (исходя из проекта нового варианта этого Перечня, утверждения которого мы ждем в 2025 году).

ГОСТ Р 7.0.97 на оформление документов: изменения в 2025 году

В июне–июле 2025 года ожидаем вступления в силу нового ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (взамен ГОСТ Р 7.0.97-2016). Один из ключевых разработчиков стандарта объясняет, что именно изменилось: в применяемых шрифтах, наименованиях реквизитов. Появился новый реквизит «Штрих-код (QR-код) документа», новые требования к визуализации отметки об электронной подписи, размещению оттиска печати. Сделаны точечные уточнения в правилах размещения гербов / товарных знаков и в правилах оформления даты документа, этикетной рамки, подписи (в т.ч. по указанию инициалов). А заголовок к тексту теперь надо составлять ко всем документам.

Вопросы на тему приказов

Как правильно: «признать утратившим силу», «считать утратившим силу» или «отменить» приказ? Когда писать «утвердить», а когда «утвердить и ввести в действие»? От чего зависит, что писать в тексте приказа после первого упоминания утверждаемых документов: «(прилагается)», «(приложение)» или «(приложение 3)»? Если приложение единственное, то можно его не нумеровать? Если приложений несколько, то можно после упоминания каждого написать без номера «(прилагается)»? Откуда вариант «(прилагается)», если в ГОСТ Р 7.0.97-2016 его нет? Если приложений много, то можно для удобства оформить ниже текста приказа список приложений как в сопроводительном письме? Что надо делать раньше – организовать внешнее согласование документа и потом его утвердить приказом или наоборот?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

ГОСТ Р 7.0.97 на оформление документов: изменения в 2025 году

В июне–июле 2025 года ожидаем вступления в силу нового ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (взамен ГОСТ Р 7.0.97-2016). Один из ключевых разработчиков стандарта объясняет, что именно изменилось: в применяемых шрифтах, наименованиях реквизитов. Появился новый реквизит «Штрих-код (QR-код) документа», новые требования к визуализации отметки об электронной подписи, размещению оттиска печати. Сделаны точечные уточнения в правилах размещения гербов / товарных знаков и в правилах оформления даты документа, этикетной рамки, подписи (в т.ч. по указанию инициалов). А заголовок к тексту теперь надо составлять ко всем документам.

Письмо: все тонкости оформления реквизитов

Статья содержит 44 примера оформления всех реквизитов служебного письма, показывая возможные варианты их «изготовления» для различных ситуаций, а также образцы целых писем. Показаны бланки писем с угловым и продольным расположением реквизитов; бланки организации, структурного подразделения и должностного лица. Больше всего внимания уделено вариантам оформления адресата и приложений (они зависят от того, кому, как и что направляется). Все это сделано с учетом последней практики работы и тех изменений, которые ввел недавно ГОСТ Р 7.0.97-2016. Данной статьей удобно пользоваться как справочником самому и вооружить им коллег (если вы устали многократно повторять исполнителям азбучные истины о подготовке проектов служебных писем).

Приказы в организации: виды и особенности оформления

Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа). Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа. Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным. Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить. А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.