В 2013 г. изменений, которые затронули работу бухгалтеров, было больше обычного. По мнению одних экспертов, нововведения ушедшего года были направлены на увеличение прав хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков), дополнительные возможности обжалования действий налогового органа и в целом на стимулирование развития малого бизнеса. Однако таких меньшинство. Большинство считает, что законодательство идет по пути ужесточения. Началось масштабное наступление на тех, кто уклоняется от уплаты налогов, «рисует» схемы, строит «цепочки», криминально оптимизирует налогообложение. О том, чем запомнился 2013 г., журнал «Налоговый учет для бухгалтера» побеседовал с экспертами.
Прошлый год был богат на изменения в налоговом законодательстве. Причем обновления коснулись не традиционно второй части НК РФ, а первой. Тенденции развития налогового законодательства, наиболее значимые – как хорошие, так и плохие – новеллы мы обсудили с ведущими экспертами. Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» задал специалистам лишь два вопроса: чем вам запомнился прошедший год и чего ожидать в наступившем?
Дмитрий Липатов, партнер компании «Налоговик»
– В 2013 году в налоговое законодательство внесены значительные изменения. Можно отметить, что нововведения направлены на увеличение прав хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков), дополнительные возможности обжалования действий налогового органа и в целом на стимулирование развития малого бизнеса.
Ряд поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ, вступил в силу с 1 января 2013 г. Следует отметить, что наиболее значимое изменение, касающееся всех налогоплательщиков-организаций, состоит в том, что в налоговый орган им нужно представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет). Основная масса поправок направлена на стимулирование развития малого бизнеса, а также сельскохозяйственного производства. В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог) и введен новый – патентная система налогообложения, которая заменила УСН на основе патента, применявшуюся индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ.
Кроме того, ряд важных изменений касается налога на прибыль, налога на имущество организаций и госпошлин.
В середине прошлого года принято несколько федеральных законов, которыми внесены поправки в часть первую НК РФ. Налогоплательщикам предоставлены дополнительные возможности обжалования ненормативных актов налоговых органов, а также действий и бездействия их должностных лиц. Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ с 3 августа 2013 г. увеличен срок вступления в силу решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, что расширяет возможности подготовки материалов для апелляционного обжалования принятого налоговым органом решения. Внесенными изменениями увеличился срок подачи жалобы на уже вступившие в силу ненормативные акты налогового органа и действия (бездействия) его должностных лиц. В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба может быть подана по общему правилу в течение года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Если говорить о текущем годе, сейчас проходит бурное обсуждение вопроса о введении каникул для начинающих индивидуальных предпринимателей (ИП). Уже и законопроект Минфином России подготовлен. Хотелось бы высказать мнение по данному вопросу. Безусловно, предприниматели нуждаются в дополнительных налоговых льготах. Но принятие указанного законопроекта может привести и к отдельным негативным моментам, злоупотреблениям со стороны ИП.
Существует опасность, что недобросовестные предприниматели будут перерегистрироваться по окончании срока льготного налогообложения под другой «вывеской» с тем, чтобы вновь получить право на льготы. При разработке соответствующего проекта закона нужно поставить этому препоны.
В обсуждении вопросов о так называемых «льготируемых категориях индивидуальных предпринимателей» необходимо выделить конкретные виды деятельности, подпадающие под «налоговые каникулы», а не предоставление данной льготы всем начинающим предпринимателям. Целесообразно предоставление такой льготы предпринимателям инновационной сферы.
К тому же, было бы справедливо, если бы указанная льгота была распространена и на субъекты малого предпринимательства в форме юридического лица, осуществляющего определенные виды деятельности, установленные законом.
Александр Миронов, директор департамента аудита Аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз»
– На мой взгляд, наступающий год продолжит тренд 2013 года по ухудшению жизни налогоплательщиков. Ни для кого не секрет, что прорехи в бюджете вынуждают ужесточать методы сбора денег. Подтверждением тому является недавно опубликованная в СМИ информация о том, что планируется взыскивать деньги с тех покупателей, кто приобретает квартиры по низкой цене. Ориентироваться они будут на кадастровую стоимость. По кадастровой стоимости хотят облагать владельцев бизнес-центров, торговых площадей и другого имущества. Регулярно поговаривают о введении регрессной шкалы по налогу на доходы физических лиц.
Начнем с хорошего и проводим ушедший год добрыми воспоминаниями. В 2013 году не надо было облагать налогом на имущество приобретенные объекты движимого имущества. Хотя и мелочь, но все же приятно. Самым радостным было то, что не надо предоставлять квартальную бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, следовательно, не пришлось отвечать на странные вопросы налоговиков типа: «А почему у вас данные отчета о прибылях и убытках не совпадают с данными налоговой декларации?»
С 2014 года будет действовать льгота по налогу на прибыль для организаций, производящих товары с объемом инвестиций не менее 50 000 000 и не более 500 000 000 рублей. Льгота распространяется на все субъекты Дальневосточного федерального округа и на четыре региона Сибирского федерального округа (Республики Бурятия и Тыва, Забайкальский край и Иркутская область). Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, – 0 процентов. В региональный – не более 10 процентов первые пять лет реализации инвестпроекта, не менее 10 процентов – следующие пять лет. Здесь возникает вопрос: а что делать тем, у кого объем инвестиций менее 50 000 000 рублей? Очевидно, стремиться к этой цифре.
Теперь поговорим о не очень «хорошем». Во-первых, плательщики НДС лишены права выбора способа сдачи налоговой декларации. Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ в ст. 174 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2014 введена обязанность для всех лиц, которые представляют декларацию по НДС, передавать ее в налоговые органы посредством телекоммуникационных каналов связи.
Во-вторых, приставы и налоговые работники с 2014 года будут тщательно взыскивать долги – Федеральная налоговая служба России и Федеральная служба судебных приставов РФ утвердили план совместных мероприятий.
В-третьих, Федеральная таможенная служба России хочет сократить количество беспошлинных посылок из зарубежных интернет-магазинов до одной в месяц. Очевидно, модернизировать работу Почты России сложнее, чем установить пошлину на заказанные онлайн за границей товары, тем самым уменьшив количество посылок.
В-четвертых, оптимизировать налогообложение при помощи других государств станет сложнее. Составленный Министерством финансов России черный список офшоров в ближайшее время планируется увеличить.
В-пятых, повышены штрафы за не предоставление истребуемых документов по п. 6 ст. 93.1 НК РФ. Штраф за их непредставление назначается по ст. 126 НК РФ. То есть 200 рублей за каждый документ. И плюс 5000 рублей сверху по ст. 129.1 НК РФ.
В-шестых, за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения накажут всех, в том числе физических лиц.
В-седьмых, за отказ предоставить информацию о налогоплательщике будут отвечать все. Организации и индивидуальные предприниматели «отстегнут» по 10 000 рублей, физическое лицо – 1000 рублей.
В-восьмых, происхождение убытков придется объяснять на вполне законных основаниях. Если ранее налоговые инспекторы вызывали на «убыточные» комиссии незаконно, то с этого года они стали узаконенными.
В-девятых, завсегдатаи букмекерских контор и тотализаторов будут получать выигрышные суммы за минусом НДФЛ.
И наконец, в-десятых, любители дорогих автомобилей будут платить транспортный налог по увеличенной ставке.
Анна Мазавина, адвокат, Адвокатское бюро «Егоров, Мазавина и партнеры» (г. Москва)
– В последние годы проводилась либерализация уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере экономических и налоговых преступлений. В частности:
- введен институт освобождения от уголовной ответственности по налоговым и экономическим преступлениям при погашении долга по налогам и выплате денежного возмещения (ст. 76.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ));
- установлен особый порядок возбуждения подобных уголовных дел – только по материалам налогового органа (ст. 140 УПК РФ);
- в УК РФ введена ст. 159.4 – мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, соответственно, снижены санкции по этому преступлению;
- для увеличения раскрытия данных преступлений при проведении налоговых проверок в ряде случаев обязательно привлечение сотрудников полиции (письмо ФНС России № АС-4-2/14007).
Хотелось бы отметить, что в 2013 году количество обращений доверителей – действующих и бывших руководителей, бухгалтеров компаний мелкого и среднего бизнеса по вопросам экономических и налоговых преступлений возросло. Это может говорить о том, что в прошлом году правоохранители активно работали по указанному направлению, формируя практику взаимодействия по данным преступлениям. Реформа 2012-2013 годов стала, по сути, пробным шагом на пути к эффективному выявлению налоговых преступлений.
В этом году, мы предполагаем, государство пойдет на меры ужесточения контроля за малым и средним бизнесом, проведет работу по легализации зарплат. Будет заложена основа уголовного и уголовно-процессуального законодательства, направленного на борьбу с «серыми» зарплатами и фирмами-«однодневками». В частности, в настоящее время проходит доработку законопроект, предполагающий дополнение статей УК РФ по налоговым преступлениям – преступлениям по уклонению от уплаты страховых взносов. Возможно появление отдельного органа по расследованию финансовых преступлений.
Хотелось бы отметить изменения , , имевшие место в 2013 году, ряд разъяснений высших судебных инстанций в контексте разграничения субсидиарной ответственности руководителя и главного бухгалтера. Новый закон о бухгалтерском учете конкретизирует полномочия бухгалтера и вместе с тем уточняет пределы его ответственности. В частности, бухгалтер несет ответственность за те действия, которые возникают из конкретных обязанностей, возложенных на него руководителем.
Елена Родионова, партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»
– Российское законодательство выбрало путь ужесточения. Началось масштабное наступление на тех, кто уклоняется от уплаты налогов, «рисует» схемы, строит «цепочки», криминально оптимизирует налогообложение. Принято большое количество мер по борьбе с фирмами-«однодневками» и «обналичкой» в 2013 году. Вместе с тем вижу, что многие бухгалтеры успешно работают с новыми нормами налогового законодательства. У них хватает работы с документами: не успеваешь сдать один отчет – пора готовить другой. К постоянно изменяющемуся законодательству у них выработался иммунитет, остается только подкорректировать свою работу.
С 1 января 2014 г. вступил в силу ряд значительных изменений в законодательстве о налогах и сборах, в том числе связанных с ведением налогового учета и отчетности. Рассмотрим наиболее значимые из них:
- Декларацию по НДС теперь необходимо представлять в электронном виде. Изменения внесены в п. 5 ст. 174 НК РФ и применяются с I квартала 2014 г. Уточненные декларации за налоговые периоды, предшествующие этому периоду, представляются в ранее действовавшем порядке. На мой взгляд, переход на электронную систему подачи деклараций позволяет налоговым органам осуществлять более оперативный контроль за уплатой НДС.
- Пересмотрены размеры взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Изменения внесены в ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и вступили в силу с 01.01.2014. Так, для лиц с годовым доходом до 300 000 рублей устанавливается фиксированный взнос на обязательное пенсионное страхование. Он определяется как произведение МРОТ, тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз (5205 руб. × 26% × 12 = 16 239,6 руб.).
Если годовой доход составляет более 300 000 рублей, то взнос будет исчисляться таким же образом, плюс 1% от суммы дохода, превышающего названную сумму. Однако в любом случае взнос не может составлять сумму более произведения восьмикратного МРОТ, тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенного в 12 раз (8 МРОТ × 26% × 12 = 129 916,8 руб.). При этом страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
- Разграничена налоговая ответственность за непредоставление сведений и документов по контрагентам. Изменения внесены в ст. 93.1, 126 и 129.1 НК РФ и вступили в силу с 1 января этого года. Ранее в ст. 93.1 НК РФ закреплялось, что отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (неправомерное несообщение сведений налоговому органу). Согласно поправкам совершение данного правонарушения теперь предполагает ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля). Одновременно вводится положение, предусматривающее, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Таким образом, лицо, нарушившее порядок, предусмотренный ст. 93.1 НК РФ, теперь может быть подвергнуто двум разным видам штрафов – в случае непредставления документов и в случае непредставления информации. На мой взгляд, это ничем не обоснованная попытка переложить на предпринимателей работу налоговых органов, а также дополнительный инструмент давления на бизнес.
- Ответственность за грубые нарушения в налоговом учете и отказ от представления документов будет распространяться не только на организации, но и на индивидуальных предпринимателей. Изменения вступили в силу с нового года (п. 1 ст. 120 НК РФ).
- Вводится обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Изменения внесены в ст. 101, 101.2, 101.4, 138, 139-139.3, 140, 141 НК РФ и вступили в силу с 01.01.2014. В прошлом году, согласно ст. 101.2 НК РФ, в обязательном порядке обжаловались в вышестоящий налоговый орган только решения о привлечении (или отказе в привлечении) к ответственности за налоговые правонарушения, принятые по результатам налоговых проверок. С начала этого года в вышестоящий налоговый орган обязательно будут обжаловаться как ненормативные акты налоговых инспекций, так и действия (бездействие) их должностных лиц. Однако ненормативные акты, принятые непосредственно ФНС России, а также действия (бездействие) ее должностных лиц будут обжаловаться только в судебном порядке. Жалоба в вышестоящий налоговый орган будет подаваться через орган, акты (действия или бездействия должностных лиц) которого оспариваются. После рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом заявитель сможет по своему выбору либо продолжить оспаривание в ФНС России, либо обратиться в суд.
- Вместо ОКАТО при заполнении налоговых деклараций рекомендуется указывать код ОКТМО (письмо ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 «О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы»).
- Налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости будет определяться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового. Изменения внесены в гл. 30 ч. 2 НК РФ и вступили в силу с 01.01.2014. К таким объектам относятся административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания либо которые фактически используются под них. Новые правила распространяются и на объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также объекты, не относящиеся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства.
Увеличение налоговой нагрузки приведет к попытке собственников объектов недвижимости «переложить» налоговую нагрузку на арендаторов путем увеличения стоимости аренды. В этом случае при «рынке продавца» из торговых центров будет «выдавливаться» средний и малый бизнес. Кроме того, собственники таких нежилых помещений могут начать процесс их «дробления» на несколько физических и/или юридических лиц. Скорее всего, стоит ждать большого количества судебных дел, которые и сформируют правоприменительную практику по вопросу.
Беседовали Наталья Свистунова и Валентин Стародубцев