Автор дает в статье советы о том, как не напороться на «подводные камни», покупая товары через Интернет: как выбрать надежный интернет-магазин, какая информация должна быть указана на сайте интернет-продавца, что делать, если товар доставляется не вовремя или его поставка откладывается на неопределенный срок.
Интернет позволяет современному покупателю одним махом убивать множество зайцев, не тратя при этом особых усилий. Тут тебе и полноценный выбор: можно ознакомиться с множеством моделей, сравнить их по свойствам и цене, не вставая с рабочего места или домашнего дивана. И выигрыш в цене по сравнению со стоимостью в обычных магазинах: порой он бывает очень весомым. И, наконец, удобство получения выбранного товара: его доставляют в любое место и время по вашему выбору. Однако, как и всякое явление, заказ товаров через Интернет имеет обратную сторону медали - «подводные камни», которые могут ожидать неопытных и (или) беспечных покупателей, надеющихся что «у меня-то точно все непременно будет хорошо».
Выбираем надежный виртуальный магазин
«А я недавно «микроволновку» купил - отлично работает и на треть дешевле, чем в большинстве магазинов», - поделился со мной пару лет назад удачным приобретением приятель и пояснил: «Через Интернет заказал». Я тогда еще не имела собственного опыта покупок в виртуальных магазинах, потому заинтересовалась и тут же начала выяснять: а какие подвохи возможны при заказах товаров во Всемирной паутине и как избежать ловушек. Чтобы получить полезные советы для себя и читателей, связалась с авторитетным экспертом по Интернет-торговле.
Мнение эксперта
Михаил Ятковский, директор по связям с общественностью крупной виртуальной торговой сети
Самый надежный признак добросовестного интернет-магазина - это удачный опыт ваших знакомых, родственников, коллег, которые воспользовались услугами конкретной виртуальной торговой точки.
Если же вас заинтересовали товары на сайте, где никто из знакомых пока не побывал, советую применить метод покупки-теста. Суть его проста: выберите самый дешевый товар, оформите заказ и посмотрите, насколько оправдаются ваши ожидания не затянется ли доставка, будет ли привезенная вещь соответствовать картинке и описанию в Интернете.
Обратите внимание: не очень хороший, пожалуй, даже тревожный признак, если интернет-продавец безальтернативно требует, чтобы покупка была оплачена еще до передачи товара, т.е. чтобы вы обязательно внесли предоплату. Такой вариант рискован тем, что в случае задержки товара либо претензий к его качеству могут возникнуть дополнительные сложности с возвратом денег (в то время как при схеме «оплата после доставки» можно попросту отказаться платить, если товар вас не устраивает).
И еще: выбрать оптимальный вариант - и по функциям товара, и по цене помогут информационно-справочные системы по виртуальной торговле: например, сайты amabay.ru, tyndex.ru. Они содержат большой ассортимент товаров разных интернет-магазинов и позволяют в результате сравнения сделать наиболее удачную покупку.
По данным Роспотребнадзора:
45% покупок в интернет-магазинах приходится на долю товаров для профилактики и лечения болезней;
30% покупок - предметы бытовой техники;
25% покупок включают приобретение одежды, аксессуаров, а также заказ продуктов.
Что должно быть указано на сайте интернет-продавца
А вот еще один несложный, но очень важный тест: проверка сайта на предмет обязательных сведений, которые должны быть указаны для покупателей согласно правилам дистанционной торговли1.
Имейте в виду: наличие этой информации, с одной стороны, свидетельствует о...