• ∆урнал «Ќалоговый учет дл€ бухгалтера» февраль 2017
  • –убрика Ќалоговый учет

ѕравила расчета 1 % в ѕ‘– дл€ индивидуальных предпринимателей

  • 0 комментариев
  • 366 просмотров
ѕолистать демо-версию печатного журнала
¬ прошлом году  онституционный —уд –‘ разрешил двухлетний спор о пор€дке определени€ дохода, от которого зависит размер страховых взносов, уплачиваемых предпринимател€ми за себ€ по пенсионному страхованию. —удьи сказали, что 1% надо считать от прибыли, а не от всего дохода. ѕостановление побудило многих предпринимателей задуматьс€ о возврате переплаты за 2014–2015 годы. ѕосмотрим, как определить доход дл€ расчета взносов, перспективу возврата пенсионной переплаты и что изменилось с нового года.


2014 г. размер фиксированных страховых взносов, уплачиваемых предпринимател€ми, зависит от полученного ими дохода. ѕричем все врем€ идут споры о том, как определить указанный доход, ведь пор€док его расчета различаетс€ в зависимости от примен€емой системы налогообложени€. ¬ конце прошлого года  онституционный —уд –‘ прин€л беспрецедентное решение в пользу предпринимателей относительно расчета доходов на традиционной системе налогообложени€, сказав, что 1 % надо считать от прибыли, а не от всего дохода. ¬ результате предприниматели массово собрались в суды, чтобы вернуть переплату за предыдущие годы. ¬ данной статье рассмотрим, как определить доход дл€ расчета взносов, перспективу возврата «пенсионной переплаты», что изменилось в 2017 г.

«аконодательство

–асчет взносов

Ќапомним, как рассчитываетс€ фиксированный взнос предпринимател€. ¬ данном аспекте нормы 2016 и 2017 гг. совпадают. Ёто следует из анализа п. 1 ст. 430 Ќ  –‘ и ч. 1.1 ст. 14 ‘едерального закона от 24.07.2009 є 212-‘« Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї (далее – «акон є 212-‘«).

»так, взносы, уплачиваемые предпринимател€ми за себ€, состо€т из страховых взносов (п. 1 ст. 430 Ќ  –‘):

  • на об€зательное медицинское страхование (ќћ—);
  • об€зательное пенсионное страхование (ќѕ—).

¬зносы на ќћ— определ€ют следующим образом (подп. 2 п. 1 ст. 430 Ќ  –‘):

—траховые взносы на ќћ—

¬зносы на ќћ—

ћежду тем взносы на ќѕ— завис€т от размера полученного предпринимателем дохода.

≈сли годовой доход не превышает 300 000 руб., то взносы рассчитывают так (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 430 Ќ  –‘):

—траховые взносы на ќѕ— при доходе до 300 тыс. руб.

¬зносы на ќѕ—: 2017 г. Ц 23 400 руб., 2016 г. Ц 19 356,48 руб.

≈сли годовой доход предпринимател€ превышает 300 тыс. руб. (абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 Ќ  –‘):

—траховые взносы на ќѕ— при доходе свыше 300 тыс. руб.

ѕредельный размер взносов на ќѕ— составл€ет (абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 430 Ќ  –‘):

ѕредельный размер взносов на ќѕ—

ћаксимальный размер взносов на ќѕ—: 2017 г. Ц 187 200 руб., 2016 г. Ц 154 851,84 руб.

  сведению
—вернутьѕоказать

ћинэкономразвити€, в соответствии с поручением ѕравительства –‘, разработало законопроект1 о сохранении размера ћ–ќ“ дл€ цели исчислени€ фиксированного страхового взноса в период 2017Ц 2018 гг. на уровне 2016 г. (6204 руб.). ÷елью €вл€етс€ недопущение ухудшени€ положени€ самозан€той категории налогоплательщиков. ¬едь увеличение фискальной нагрузки повлечет за собой сн€тие с учета зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и рост неформальной зан€тости.

ќпредел€ем доходы дл€ пенсионных взносов

ƒоходы дл€ исчислени€ взносов в ѕ‘– в зависимости от примен€емой системы налогообложени€ (п. 9 ст. 430 Ќ  –‘ и ч. 8 ст. 14 «акона є 212-‘«):

  1. обща€ система налогообложени€ (лица, уплачивающие Ќƒ‘Ћ):
    в 2016 г. Ц доходы, полученные от осуществлени€ предпринимательской де€тельности в соответствии со ст. 227 Ќ  –‘;
    в 2017 г. Ц доходы в соответствии со ст. 210 Ќ  –‘ (доходы минус налоговые вычеты);
  2. ≈—’Ќ Ц доходы в соответствии с п. 1 ст. 346.5 Ќ  –‘;
  3. ”—Ќ Ц доходы в соответствии со ст. 346.15 Ќ  –‘;
  4. ≈Ќ¬ƒ Ц доходы в соответствии со ст. 346.29 Ќ  –‘ (вмененный доход);
  5. ѕ—Ќ Ц доходы в соответствии со ст. 346.47 и 346.51 Ќ  –‘ (потенциально возможный доход).

ѕредприниматели, совмещающие несколько режимов налогообложени€, облагаемые доходы от де€тельности суммируют.

“аким образом, страховые взносы на об€зательное пенсионное страхование на ”—Ќ и ≈—’Ќ рассчитывают исход€ из реально полученного дохода, при ≈Ќ¬ƒ и ѕ—Ќ исход€т из потенциально возможного дохода. Ќеопределенность возникает с расчетом доходов до 2017 г. при применении общей системы налогообложени€, т.к. в ст. 227 Ќ  –‘ говоритс€ только об уплате налога и пор€дка определени€ доходов она не содержит.

–азъ€снени€ чиновников

–ассмотрим позиции контролеров, касающиес€ определени€ доходов дл€ расчета взносов предпринимател€ми, примен€ющими общую систему налогообложени€. „иновники считают, что в данном случае под доходом предпринимател€, €вл€ющегос€ плательщиком Ќƒ‘Ћ, понимаетс€ сумма фактически полученного им дохода без учета налоговых вычетов. Ќа это указано в письмах ‘Ќ— –оссии от 25.10.2016 є Ѕ— 19 11/160@, ћинфина –оссии от 06.06.2016 є 03 11 11/32724, ћинтруда –оссии от 11.04.2016 є 17 4/ќќ√ 556, от 03.02.2016 є 17 4/ќќ√ 163, от 18.12.2015 є 17 4/ќќ√ 1797, от 17.06.2015 є 17 3/ќќ√ 824, от 21.04.2015 є 17 3/ќќ√ 496, от 09.07.2014 є 17 3/¬ 313.

—пециалисты ћинтруда уточнили, что формирование пенсионных прав не должно ув€зыватьс€ с конечным результатом де€тельности индивидуальных предпринимателей за тот или иной конкретный период, размером дохода (прибыли), убытка. ƒанный вывод прозвучал в письмах от 22.06.2016 є 17 4/ќќ√ 976, от 21.04.2016 є 17 4/ќќ√ 659, от 28.10.2015 є 17 4/ќќ√ 1455, от 11.09.2015 є 17 4/ќќ√ 1265, от 01.09.2014 є 17 4/ќќ√ 692.

ѕоэтому чиновники считают, что предприниматели, примен€ющие традиционную систему налогообложени€, страховые взносы на об€зательное пенсионное страхование рассчитывают исход€ из реально полученного дохода без учета налоговых вычетов.

„то сказал  онституционный —уд

–ечь пойдет о постановлении  онституционного —уда –‘ от 30.11.2016 є 27-ѕ (далее Ц ѕостановление  — –‘). Ѕыл рассмотрен вопрос о размере дохода, учитываемого дл€ расчета страховых взносов на ќѕ—, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим Ќƒ‘Ћ и не производ€щим выплаты и иные вознаграждени€ физическим лицам.

—удьи проанализировали обсто€тельства, приведшие к прин€тию дифференцированного размера страховых взносов. ¬ы€снилось, что устанавлива€ механизм, учитывающий величину получаемого дохода, федеральный законодатель преследовал цель нивелировать негативные последстви€ повышени€ размера страховых взносов дл€ индивидуальных предпринимателей, осуществл€ющих низкодоходные виды де€тельности.

≈сли говорить о ст. 227 Ќ  –‘, то там указано только на исчисление и уплату Ќƒ‘Ћ. ќднако при расчете налоговой базы законодатель предусмотрел право »ѕ на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. —тать€ 227 Ќ  –‘ может примен€тьс€ только в системной св€зи с п. 1 ст. 221 Ќ  –‘, где сказано об уменьшении доходов на профессиональный налоговый вычет.

¬ ѕостановлении  — –‘ прозвучало, что все это свидетельствует о намерении законодател€ определ€ть дл€ целей расчета страховых взносов доход предпринимател€, уплачивающего Ќƒ‘Ћ и не производ€щего вознаграждение физлицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов.

—удьи отметили преемственность данного подхода в 2000 г. (предприниматели платили страховые взносы в размере 20,6 % с дохода за вычетом расходов).  роме того, аналогичный по существу механизм определени€ базы дл€ обложени€ страховыми взносами предусмотрен и гл. 34 Ќ  –‘, вступившей в силу с 1 €нвар€ 2017 г.

 ак видите,  онституционный —уд –‘ постановил, что доход, учитываемый дл€ расчета страховых взносов на ќѕ—, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем (уплачивающим Ќƒ‘Ћ и не производ€щим выплат физическим лицам), подлежит уменьшению на величину фактически подтвержденных расходов, непосредственно св€занных с извлечением данного дохода.

јрбитражна€ практика

јрбитражна€ практика до ѕостановлени€  — –‘ была неутешительной. —удьи считали, что дл€ расчета страховых взносов следует примен€ть фактически полученный доход от осуществлени€ предпринимательской де€тельности без учета расходов.

—удебна€ практика
—вернутьѕоказать

јрбитры пришли к выводу, что формирование пенсионных прав не должно ув€зыватьс€ с конечным результатом предпринимательской де€тельности за год (прибыль, убыток) (постановление јрбитражного суда —еверо- авказского округа от 20.09.2016 є ‘08 6360/2016). «аконодательство не содержит норм, позвол€ющих при исчислении пенсионных взносов уменьшать полученные индивидуальным предпринимателем доходы на сумму понесенных им расходов (постановлени€ јрбитражных судов ¬олго-¬€тского округа от 20.09.2016 є ‘01 3680/2016 и от 09.09.2016 є ‘01 3563/2016, —еверо-«ападного округа от 04.08.2016 є ‘07 4187/2016).

—ледует учитывать и тот факт, что до 2017 г. доход предпринимател€ дл€ расчета страховых взносов ѕенсионный фонд –‘ определ€л на основании сведений, полученных из налогового органа (ч. 9 ст. 14 «акона є 212-‘«). ѕолучаетс€, что к определению доходов дл€ страховых взносов ѕ‘– не имел никакого отношени€.

јрбитражна€ практика
—вернутьѕоказать
—удьи сказали, что доход страховател€ ѕенсионным фондом –‘ определ€етс€ на основании сведений, полученных из налогового органа. —амосто€тельное определение дохода фондом не предусмотрено (постановление јрбитражного суда —еверо-«ападного округа от 04.08.2016 є ‘07 4187/2016).

 стати, арбитры, уже после выхода ѕостановлени€  — –‘, оп€ть поддержали ѕ‘–, который доначислил взносы предпринимателю, рассчитанные исход€ из полученного дохода, без учета расходов (постановление јрбитражного суда ¬олго-¬€тского округа от 05.12.2016 є ‘01 5118/2016). ѕо нашему мнению, это не св€зано с игнорированием позиции  онституционного —уда –‘. ƒело в том, что арбитры ¬олго-¬€тского округа в 2016 г. посто€нно придерживались аналогичной позиции. ѕри этом нижесто€щие суды и юристы на дату вынесени€ судебного акта скорее всего еще не успели ознакомитьс€ с ѕостановлением  — –‘.

ќтметим, что с этого года официальна€ позици€  онституционного —уда –‘ стала об€зательной к применению. Ќар€мую закреплен принцип недопустимости применени€ нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расход€щемс€ с истолкованием, данным  онституционным —удом (ч. 5 ст. 79 ‘едерального конституционного закона от 21.07.1994 є 1-‘ « Ђќ  онституционном суде –оссийской ‘едерацииї).

ѕодведем итоги

ѕостановление  онституционного —уда –‘ побудило многих предпринимателей задуматьс€ о возврате переплаты за 2014Ц2015 годы. ƒобавим, что если вы решитесь на перерасчет суммы взносов, то придетс€ уточн€ть и Ќƒ‘Ћ: исключить из расходов сумму переплаченных взносов, доплатить налог и пени, сдать уточненную декларацию 3-Ќƒ‘Ћ. ƒалее следует направить в ѕенсионный фонд –‘ за€вление о возврате страховых взносов. ≈сли представители ѕ‘– не соглас€тс€ с уменьшением взносов, то правомерность возврата переплаты можно попытатьс€ отсто€ть в суде.

«а 2016 г взносы в размере 1 % от доходов предприниматели вправе рассчитать с учетом ѕостановлени€  — –‘, тем более что срок их уплаты Цпо 1 апрел€ 2017 г. (п. 2 ст. 432 Ќ  –‘).

ѕри расчете взносов за 2017 г. данна€ проблема не актуальна. —траховые взносы рассчитываютс€ исход€ из прибыли предпринимател€ Ц доходы минус налоговые вычеты (подп. 1 п. 9 ст. 430 Ќ  –‘).


—носки

—вернутьѕоказать
  1. http://regulation.gov.ru/projects#npa=56043 ¬ернутьс€ назад

ѕолистать демо-версию печатного журнала
на
Ёлектронна€ подписка за 8400 руб. ѕечатна€ верси€ за YYY руб.

  нет голосов

“ематика:

Ќет комментариев
—вернуть форму комментари€  омментировать

  • ƒобавить
«акрыть
«акрыть

  • ќтправить
«акрыть

ѕодписка


на журналы


¬се пол€ об€зательны.
«акрыть

«адать вопрос дл€ интервью
  • ќтправить
9 ћа€ Ц ¬сероссийский праздник ƒень победы.