Top.Mail.Ru

Проблемные вопросы налогообложения обособленных подразделений

Деятельность коммерческой организации часто не ограничивается территорией одного региона. Тогда компания создает филиалы и представительства. В статье рассматриваются правовые аспекты деятельности таких подразделений, а также особенности их бухгалтерского учета и налогообложения.
Расширить географию своей предпринимательской деятельности можно путем создания обособленных подразделений в различных регионах нашей необъятной страны. Однако этот шаг, помимо «захвата» новой клиентской базы, приведет и к некоторым налоговым последствиям.

Правовые особенности

Напомним, выделяют два вида обособленных подразделений юридических лиц: представительства и филиалы. Первые, согласно статье 55 ГК РФ, располагаются вне местонахождения головной компании, интересы которой они представляют и защищают. Вторые выполняют часть функций или же все функции «матери», в том числе и функции представительства. Обратите внимание: обособленными могут быть и структурные подразделения, находящиеся в других регионах (например, расположенные в Подмосковье транспортные цеха и базы столичной компании и т.п.).

Стоит отметить, что гражданское законодательство дает только общее определение обособленного подразделения, налоговое же содержит более подробную трактовку данного понятия.

Фрагмент документа

Статья 11 Налогового кодекса РФ

«Под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места».

Согласно статье 209 ТК РФ под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда он должен прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно контролирует работодатель. При этом рабочее место будет считаться стационарным в том случае, если оно создано и оборудовано на срок больше одного месяца. С этим определением связаны и некоторые другие вопросы функционирования обособленных подразделений, в частности, аренды помещения.

Судебно-арбитражная практика

Согласно постановлению ФАС ПО от 12.08.2004 г. № А55-14343/03-39, в случае если договор аренды помещения, где создано рабочее место, заключен на срок менее месяца, то обособленного подразделения не возникает.

Справка

Гражданское законодательство требует, чтобы представительства и филиалы в обязательном порядке были указаны в уставных и учредительных документах юридического лица.

А вот налоговое законодательство не обязывает организации фиксировать факт создания и адрес своего обособленного подразделения в учредительных документах.

Место нахождения обособленного подразделения является местом осуществления юридическим лицом основной деятельности через обособленное подразделение. Для постановки обособленного подразделения на налоговый учет и начала его функционирования важно определиться с датой его создания. В налоговом и гражданском законодательстве нет ссылок на то, с какого момента обособленное подразделение признается образованным. В связи с этим обратимся к арбитражной практике.

Судебно-арбитражная практика

ФАС УО в постановлениях от 30.03.2005 г. № Ф09-1067/05-АК и от 07.02.2008 г. № Ф09-141/08-С2 указывает на то, что датой создания обособленного подразделения следует считать момент организации стационарных рабочих мест.

То есть дата создания рабочих мест и будет считаться моментом создания юридическим лицом своего обособленного подразделения.

Обособленные подразделения в своей деятельности руководствуются внутренним положением: как индивидуальным по каждому подразделению, так и типовым, применяемым всеми обособленными подразделениями. Руководитель структурного подразделения осуществляет свои должностные функции на основании доверенности, в которой перечислены все его обязанности и полномочия.

Обратите внимание: обособленные подразделения не являются юридическими лицами и не могут от своего имени заключать договоры (контракты) с другими организациями. Иначе такие договоры будут признаны сделками с пороками элемента состава, способными повлечь их недействительность и нарушающими требования статей 166–181 Гражданского кодекса.

При этом все имущество числится на балансе организации, а обособленным подразделениям передается только для выполнения ими своих функций. Это касается и того имущества, которое было приобретено подразделениями: оно должно числиться на балансе организации, так как приобреталось от ее имени.

Согласно письму Минфина РФ от 31.07.2008 г. № 03-02-07/1-278 налоговые органы могут проводить выездные проверки только филиалов и представительств юридических лиц. Другие категории обособленных подразделений проверяются в рамках выездных проверок всей организации.

Создание и закрытие подразделений

Постановка на учет

Юридические лица, независимо от формы собственности, обязаны подать заявление на постановку на учет в налоговый орган по месту нахождения своего вновь созданного обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). За нарушение требования о постановке на учет согласно статье 117 НК РФ организации грозит штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате деятельности, но не менее 20 000 руб. Если же срок нарушения превысит 90 календарных дней, размер штрафа возрастет до 20% от доходов, полученных в результате деятельности без постановки на учет, но не менее 40 000 руб. При этом просрочка подачи заявления на постановку на учет в налоговом органе влечет, в соответствии со статьей 116 НК РФ, наложение штрафа в размере 5 000 руб., а если нарушение превысило 90 дней, размер штрафа удвоится.

К заявлению организации на постановку на учет по месту нахождения подразделения также прилагаются:

  • копия заверенного в установленном порядке Свидетельства о...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.