• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» август 2009
  • Рубрика Налоговый учет

БСО: признание расходов и вычет НДС

  • Рейтинг 5
  • 0 комментариев
  • 20802 просмотра
Кто и в каких случаях вправе применять бланки строгой отчетности? Какие официально утвержденные формы БСО используются и какая свобода творчества допускается в этом вопросе? Почему при наличной оплате услуг для документального подтверждения расходов одного чека ККТ недостаточно? Каков порядок признания командировочных расходов в части оплаты проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, в подтверждение которых представлены бланки строгой отчетности? Необходимо ли для правомерности вычета НДС сумму налога выделять в БСО отдельной строкой? Автор знакомит с нередко противоречивой позицией ФНС, Минфина и арбитражных судов по этим и другим вопросам, связанным с применением БСО.


При расчетах наличными средствами необходимо использовать контрольно-кассовую технику. Правда, оказывая услуги населению, организации и индивидуальные предприниматели могут обойтись и без нее, но при условии выдачи клиенту бланка строгой отчетности (БСО).

Бланк строгой отчетности – это документ, который фирма или предприниматель выдает взамен кассового чека при оказании услуг населению (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ)). Таким образом, использование БСО заменяет собой использование кассового аппарата. БСО имеют самое широкое применение. На бланках строгой отчетности оформляются в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.

Мнение
Свернуть Показать
Николай Бурлуцкий, финансовый директор:

«Применять БСО вместо ККТ можно только в том случае, если вы оказываете услуги, классифицированные как услуги населению по ОКУН, и оказываете их именно населению – физическим лицам. Под определение «население» попадают и индивидуальные предприниматели. Поэтому, получая от них наличные за выполненную услугу, вместо кассового чека можно выдавать «строгий» бланк (п. 4 постановления Пленума ВАС от 31.07.2003 г. № 16). Если же, например, организация продает товары, никакой речи о замене кассового чека на БСО быть не может, за исключением случаев, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, когда применение ККТ не обязательно. Поэтому, например, в письме от 19.12.2008 г. № 03-01/15/12-383 Минфин России разъяснил, что в случае реализации и погрузки песка и песчано-гравийной смеси в карьере организацией или индивидуальным предпринимателем должна применяться контрольно-кассовая техника либо прием наличных денежных средств от граждан может осуществляться через кредитные организации (посредством безналичных расчетов), а использовать БСО нельзя, так как реализация песка и песчано-гравийной смеси представляет собой операции по продаже товаров, а не по оказанию услуг и данный вид деятельности не упомянут в п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ среди видов деятельности, при осуществлении которых можно не применять ККТ».

БСО в законе

«Старые» и «новые» официальные БСО…

Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). При этом исторически сложилось, что утверждение БСО долгое время было привилегией Минфина России. Правда, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее – Постановление № 359), которое вступило в силу 21.05.2008 года, «старые» формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.03.2005 г. № 171 (далее – Постановление № 171), могли применяться только до 1 декабря 2008 года. Никаких изменений в данный пункт внесено не было, так что «старые» формы БСО теперь однозначно применять нельзя. Так, «ушли в небытие» широко использовавшиеся формы наряд-заказов и квитанций БО-1 – БО-6, утвержденные письмом Минфина от 20.04.1995 г. № 16-00-30-33, и БО-12 – БО-13, утвержденные письмом Минфина от 11.04.1997 г. № 13-00-27-15. Это, в частности, разъясняется в письме Минфина от 15.12.2008 г. № 03-01-15/12-376. Та же участь постигла и прочие формы БСО, принятые до 2005 года.

Впрочем, это не значит, что сейчас совсем не осталось «официальных» БСО. Так, формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением № 171 – то есть до появления ныне действующего Постановления № 359, – должны применяться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.

Поэтому в настоящее время необходимо продолжать применять следующие бланки строгой отчетности:

  • «Квитанцию на оплату ветеринарных услуг» (приказ Минфина от 09.04.2008 г. № 39н);
  • «Залоговый билет» и «Сохранную квитанцию» (приказ Минфина от 14.01.2008 г. № 3н);
  • «Туристскую путевку» (приказ Минфина от 09.07.2007 г. № 60н);
  • «Квитанцию на оплату услуг газификации и газоснабжения» (приказ Минфина от 09.02.2007 г. № 14н);
  • «Квитанцию на получение страховой премии (взноса)» (приказ Минфина от 17.05.2006 г. № 80н).

При этом Правительство РФ в своем Постановлении № 359 предоставило право утверждать новые бланки строгой отчетности не только Минфину, но и другим государственным ведомствам.

…и свобода творчества

Однако отсутствие «официальных» БСО не означает, что тем, для кого формы БСО теперь не установлены, необходимо в обязательном порядке покупать контрольно-кассовую технику. В соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (утв. Постановлением № 359 (далее – Положение)) таким организациям и предпринимателям – по крайней мере, до тех пор, пока для них не будут приняты новые обязательные БСО (например, в порядке, предусмотренном в п. 6 Положения) – предоставлено право разработать форму «своего» БСО самостоятельно. Минфин в письме от 23.06.2008 г. № 03-01-15/8-239 «О разработке и использовании собственных БСО» официально признал такое право бизнеса. Причем согласовывать такие БСО с уполномоченными федеральными органами не требуется. Об этом финансисты не раз напоминали, например, в Информационном письме от 22.08.2008 г. «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности», в письмах от 12.12.2008 г. № 03-01-15/12-384, от 15.12.2008 г. № 03-01-15/12-376 и других.

Мнение
Свернуть Показать
Ольга Ибраева, руководитель отдела аудита АКК «ЭКФИ»:

«Старые БСО не действуют. Соответственно, использовать запасы ранее закупленных бланков организации не могут даже в случае, если утверждают форму своего бланка по образцу старого БСО. При этом компания, оказывающая соответствующие услуги населению, должна утвердить собственную форму бланка строгой отчетности в своей учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»)».

В информационном письме от 22.08.2008 г. «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности» финансовое ведомство разъяснило, что собственные бланки должны соответствовать следующим требованиям:

  • содержать обязательные реквизиты, которые установлены пунктом 3 Положения;
  • напечатаны типографским способом или с помощью автоматизированной системы, которая может обеспечить защиту, фиксацию и хранение сведений о бланке. Компьютер и принтер к таким системам не относятся (письмо Минфина от 07.11.2008 г. № 03-01-15/11-353). Дело в том, что на бланках должны быть проставлены серия, номер бланка, реквизиты типографии (наименование, ИНН, местонахождение), номер заказа и год его выполнения, а также тираж (п. 7, 10 Положения);
  • необходимо соблюдать правила хранения и учета бланков, которые также четко прописаны в Положении.
Фрагмент документа
Свернуть Показать
Пункт 3 Положения

Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Положения:

  • а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • б) наименование и организационно-правовая форма – для организации; фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя;
  • в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
  • д) вид услуги;
  • е) стоимость услуги в денежном выражении;
  • ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • з) дата осуществления расчета и составления документа;
  • и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
  • к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Причем в письме от 15.12.2008 г. № 03-01-15/12-376 Минфин помимо прочего также напоминает о необходимости проставлять печать на БСО.

Организациям и индивидуальным предпринимателям также предоставлено право указывать в документе дополнительные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги (письмо УФНС России по г. Москве от 05.08.2008 г. № 22-08/73124).

Следует также обратить внимание на пункты 5-6 Положения:

  • документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112;
  • при необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных подпунктами «ж»–«и» пункта 3 Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры, включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (п. 6 Положения). К примеру, приказом Минкультуры от 17.12.2008 г. № 257 утверждены в качестве форм бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры «Билет», «Абонемент» и «Экскурсионная путевка».
Мнение
Свернуть Показать
Николай Бурлуцкий, финансовый директор ЗАО «Плазма»:

«Независимо от того, каким способом решила изготовить БСО организация (типографским или с использованием автоматизированных систем), при заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части.

В случае если фирма предпочитает изготавливать бланки в типографии и затем заполнять их «от руки», нужно учесть, что изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа:

  • сокращенное наименование;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • место нахождения;
  • номер заказа и год его выполнения;
  • тираж.

Кроме того, согласно п. 9 Положения изготовитель бланков (типография) должен проставить на бланках документов серию и номер, причем дублирование серии и номера на бланке документа не допускается (за исключением, конечно, серии и номера, наносимых на копию или отрывные части бланка документа).

Если же бланки решено формировать с использованием автоматизированных систем, необходимо обеспечить исполнение требований п. 11 и 12 Положения, а именно:

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка;
  • организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

А потому фактически получается, что, как разъяснили специалисты финансового ведомства, например, в письме Минфина от 26.11.2008 г. № 03-01-15/11-362 – по своим параметрам функционирования автоматизированные системы для формирования БСО должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике».

Кроме того, нужно учитывать, что при получении предоплаты за услугу исполнитель обязан выдать клиенту чек контрольно-кассовой машины (п. 1 ст. 2 Закона о № 54-ФЗ). Об этом на примере туристической услуги заявили специалисты Минфина в письме от 08.12.2005 г. № 03-01-20/5-231. Поэтому при использовании бланка строгой отчетности перечисление предоплаты и иного авансирования невозможно.

Признание расходов на основании БСО

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ или с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По мнению чиновников, в случае отсутствия оригиналов документов расходы можно подтвердить их заверенными копиями (письма УФНС по г. Москве от 02.02.2009 г. № 08-19/008020, Минфина от 11.07.2008 г. № 03-03-06/2/77). Кроме того, суды признают расходы подтвержденными и при отсутствии чека ККТ, но если имеются квитанции к приходным кассовым ордерам и другие подтверждающие документы.

Судебно-арбитражная практика
Свернуть Показать

ФАС УО в постановлении от 03.07.2007 г. № Ф09-4997/07-С3 рассмотрел ситуацию, когда командировочные расходы (оплата проживания, услуг, оказываемых на платных автостоянках, дорожных пропусков) были подтверждены квитанциями к приходным кассовым ордерам, а также приказами на командировку, командировочными удостоверениями, счетами. Суд указал, что отсутствие чека ККТ либо бланка строгой отчетности не является основанием для признания расхода документально не подтвержденным.

ФАС МО в постановлении от 26.11.2007 г. № КА-А40/11940-07 при рассмотрении дела, когда водители организации оплачивают парковку служебных автомобилей, указал, что отсутствие чеков ККТ не свидетельствует об отсутствии расходов при представлении квитанции к ПКО.

В то же время налогоплательщику стоит помнить, что при наличной оплате услуг для документального подтверждения расходов одного чека ККТ недостаточно, необходимы также, например, товарный чек, накладная, договор, акт выполненных работ (оказанных услуг) и т.д. Ведь кассовый чек сам по себе не является первичным учетным документом для целей налогового учета – он только подтверждает факт оплаты, но в нем не указывается покупатель, из него также не следует, является ли оплата авансом, чек может не содержать и данных о товаре. В отличие от чека ККТ, бланк строгой отчетности содержит информацию об оказанных услугах.

О том, что кассового чека для подтверждения расходов недостаточно, прописано в письмах:

  • Минфина от 23.06.2008 г. № 03-04-05-01/214 (при приеме в кассу образовательного учреждения от родителей наличных денежных средств в оплату обучения детей помимо кассовых чеков должны выписываться приходные кассовые ордера с указанием в них информации о плательщике);
  • УФНС по г. Москве от 12.04.2006 г. № 20-12/29007 (оплата услуг по обслуживанию автомобиля (включая его мойку) может быть подтверждена чеком ККТ и (или) заверенным должным образом товарным чеком, в котором помимо прочих реквизитов должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер обслуженного автомобиля).

Как отмечено выше, бланки строгой отчетности могут содержать дополнительные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги (письмо УФНС России по г. Москве от 05.08.2008 г. № 22-08/73124). Это важно для признания расходов.

Рассмотрим порядок признания командировочных расходов в части оплаты проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, в подтверждение которых предоставлены бланки строгой отчетности.

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, носящие производственный характер и включающие в том числе оплату проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

При приобретении работником электронного билета для поездок в командировки на территории РФ и за рубеж документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться:

  • маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве БСО пассажирском билете;
  • чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном БСО.

Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина от 10.02.2009 г. № 03-03-05/20 и от 27.08.2007 г. № 03-03-06/1/596. Однако, по нашему мнению, база по налогу на прибыль может быть уменьшена на расходы по покупке электронного авиабилета, имеющие косвенное подтверждение (в частности, при наличии документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку, проживание за границей и иных оправдательных документов, оформленных унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке, и распечатки электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (к примеру, фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета, дата полета)).

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами бланк строгой отчетности может являться основанием для признания расходов при авиаперелетах и при проезде на железнодорожном транспорте. В первом случае маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции, а во втором – электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте должны быть оформлены на утвержденном в качестве БСО пассажирском билете, багажной квитанции, проездном документе или дополнительно к маршрут/квитанции и проездному документу, оформленной не на БСО, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном БСО или оформленный посредством ККТ (чек) (п. 2 приказа Минтранса от 08.11.2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», п. 2 приказа Минтранса от 23.07.2007 г. № 102 «Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте»).

Минфин в письме от 10.02.2009 г. № 03-03-05/20 указал, что при приобретении работником электронного билета для поездки за пределы РФ документами, подтверждающими произведенные расходы, также могут выступать маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве БСО пассажирском билете, чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки до места пересечения границы РФ, оформленный на утвержденном БСО.

Вычет НДС на основании БСО

Налоговый кодекс не содержит обязательных требований по применению БСО для правомерности вычета НДС.

В Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914, установлено, что при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Точка зрения налоговых органов в большей мере сводится к тому, что выделение НДС отдельной строкой является обязательным условием применения вычета (письмо УФНС по г. Москве от 11.12.2008 г. № 19-11/115222). При этом Минфин в письмах от 16.05.2005 г. № 03-04-11/112 и от 10.10.2008 г. № 03-07-11/333 указал, что если организация оплачивает услуги перевозки работников железнодорожным транспортом, то для подтверждения вычета необходимы либо счета-фактуры, либо железнодорожные билеты, в которых сумма налога выделена отдельной строкой. Такой подход поддерживают и арбитры.

Судебно-арбитражная практика
Свернуть Показать

ФАС ВВО в постановлении от 09.06.2006 г. по делу № А29-13221/2005 указал, что при приобретении подотчетными лицами за наличный расчет проездных документов основанием для вычета НДС, уплаченного в составе стоимости услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по пользованию в поездах постельными принадлежностями, является сумма налога, которая выделена в проездном документе (квитанции) отдельной строкой.

Но в ряде решений судьи отмечают, что выделение НДС отдельной строкой необязательно.

Судебно-арбитражная практика
Свернуть Показать

ФАС МО в постановлении от 25.07.2006 г. № КА-А41/6528-06 по делу № А41-К2-22955/05 указал: пунктом 6 статьи 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации услуг населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется. Пунктом 7 этой же статьи определено, что при оказании услуг непосредственно населению за наличный расчет требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Следовательно, суммы НДС по командировочным расходам, которые предъявляются к вычету, могут подтверждаться не только счетами-фактурами, но и иными документами, а выделение в них отдельной строкой НДС не является обязательным условием для принятия указанных сумм налога к вычету.

ФАС ВСО в постановлении от 20.11.2007 г. № А33-9940/06-Ф02-8607/07 по делу № А33-9940/06 отметил, что суммы НДС по командировочным расходам, предъявляемые к вычету, могут подтверждаться не только счетами-фактурами, но и иными документами, а выделение в них отдельной строкой НДС не является обязательным.

В деле № А57-597/07, решение по которому вынесено ФАС ПО в постановлении от 07.02.2008 г., налоговый орган настаивал, что при оплате командированными сотрудниками услуг гостиниц наличными средствами основанием для вычета НДС является БСО с выделенной в нем суммой НДС (в том числе кассовые чеки). Однако суд отметил, что НК РФ не содержит обязательных требований по применению бланков строгой отчетности для правомерности вычета НДС по командировочным расходам.

Аналогичные выводы содержатся, к примеру, в постановлениях ФАС СКО от 12.08.2008 г. № Ф08-4662/2008, ФАС ЦО от 25.05.2007 г. по делу № А48-2510/06-8.

Таким образом, получить вычет по НДС организация сможет даже в случае, если в документах налог не будет выделен отдельной строкой. Правда, доказывать такое право ей придется, скорее всего, в суде.

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  1 голос

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.