В предыдущих номерах мы рассказывали об отмене обязательного использования ККТ для предпринимателей, применяющих ЕНВД. В этой статье речь пойдет о том, как избежать «подводных камней» в законодательстве, если вы все же обязаны применять ККТ.
При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации должна в обязательном порядке применяться контрольно-кассовая техника. В предыдущих номерах мы говорили о поправках, отменяющих ККТ для предпринимателей, применяющих ЕНВД, и о последствиях этого закона1. Как избежать «подводных камней», принять правильное решение и, следовательно, сэкономить деньги, время и нервы, если вы все же обязаны применять ККТ?
Закон о ККТ
Началом законодательного регулирования отношений в области применения ККТ считается 1993 год, в котором был принят Закон Российской Федерации от 18.06.1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Положениями этого Закона руководствовались все организации и предприниматели, а также налоговые органы. 22.05.2003 г. Президентом был подписан Федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон).
В Законе впервые было дано определение понятия «контрольно-кассовая техника». Под ней понимаются не только контрольно-кассовые машины (ККМ), но и электронно-вычислительные машины, в том числе и персональные, и программно-технические комплексы. Очень важным требованием является обязательное оснащение ККТ фискальной памятью, которая обеспечивает некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях правильного исчисления налогов.
Кроме того, даны определения таким понятиям, как «фискальная память», «фискальный режим функционирования ККТ» и «фискальные данные», «государственный реестр ККТ». В Законе установлено, что порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составе сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.
Для пользователей ККТ очень важно, что Закон разрешает в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ продолжать их дальнейшую эксплуатацию до истечения нормативного срока их амортизации. Однако само понятие нормативного срока не определили. Поэтому действует правило, согласно которому нормативный срок амортизации ККТ устанавливается организацией (предпринимателем) самостоятельно, исходя из срока полезного использования (от 5 до 7 лет), но с учетом того, что максимальный срок эксплуатации не может превышать 7 лет с даты выпуска.
Законом определены организации и индивидуальные предприниматели, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ (статья 2 Закона). Закон разрешает осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания организациями и индивидуальными предпринимателями услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. При этом порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской...