Судьи, как и все люди, могут ошибаться. Поэтому закон предоставляет предпринимателям особый механизм для исправления судейской ошибки – право обжалования решения арбитра. Предприниматель, будь он истцом либо ответчиком, может воспользоваться этим правом и обратиться в одну из следующих инстанций: апелляционную, кассационную и надзорную. Здесь действует правило: сторона по делу может последовательно обращаться во все эти инстанции, а может пропустить одну или две из них. То есть предприниматель, не обращаясь в апелляцию, может отправиться напрямую в кассацию или надзор.
Апелляционная инстанция
Все арбитражные суды в России объединяются в так называемые апелляционные округа, которых насчитывается 20. В их названии обязательно присутствует порядковый номер. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд (курирует Московский судебный округ).
Участник судебного разбирательства может подать жалобу в апелляцию, если решение суда первой инстанции еще не вступило в силу (то есть не прошло 30 календарных дней со дня изготовления текста решения). Даже когда этот срок пропущен, предприниматель может попробовать его восстановить с помощью специального ходатайства. В нем нужно указать причины опоздания (например, болезнь бизнесмена, поздняя отправка текста решения канцелярией суда). Эти обстоятельства должны быть документально подтверждены. Если суд признает их уважительными, то жалоба будет рассмотрена. Если нет, то жалобу вернут апеллянту. При опоздании более чем на шесть месяцев независимо от «уважительности» причин предприниматель теряет право обжалования в апелляцию, поскольку срок уже не восстановят (ст. 259 АПК РФ).
В апелляционной жалобе нужно указать:
- наименование арбитражного суда, в который подается жалоба;
- наименование лица, подающего жалобу, и других лиц, участвующих в деле;
- наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дату принятия решения, предмет спора;
- требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
- перечень прилагаемых к жалобе документов.
К апелляционной жалобе необходимо приложить:
- копию оспариваемого решения;
- документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;
- документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;
- доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы.
Предприниматель направляет жалобу со всеми приложениями в суд, вынесший решение (ст. 257 АПК РФ). А тот, присовокупив к ней все материалы дела, перенаправит ее в вышестоящую инстанцию.
Сторона спора, которая согласна с решением суда, на стадиях пересмотра может занять пассивную позицию: никак не высказывать своего мнения по поводу жалобы, не являться в суд на заседания (это не является обязательным). Однако зачастую стоит еще раз подтвердить свое согласие с решением, пояснить, в чем именно был прав суд и почему ошибается процессуальный противник. Для этого предприниматель как согласная сторона может подготовить отзыв на жалобу. Это документ, аналогичный отзыву на исковое заявление. Отзыв необходимо направить как в суд, так и всем участникам процесса.
Однако существуют ограничения по вопросам, которые могут быть рассмотрены апелляционной инстанцией:
- Истец не вправе заявлять в жалобе новые требования, то есть те, которые не рассматривались судом первой инстанции.
Суд вынес решение по делу о взыскании долга. Это значит, что в жалобе истец не может добавить к своему иску требования по штрафным санкциям, если они не заявлялись в первоначально поданном в суд заявлении (ст. 257 АПК РФ).
- Суд не применяет правила о соединении и разъединении нескольких требований, изменении предмета или основания иска, изменении размера исковых требований, предъявлении встречного иска. А также о замене ненадлежащего ответчика, привлечении к участию в деле третьих лиц и иные аналогичные правила, установленные законом только для рассмотрения дела в суде первой инстанции (ст. 266 АПК РФ).
В суд подано два исковых заявления. Первое – о признании недействительным решения государственного органа. Второе – об обязании государственного органа устранить нарушение законных прав предпринимателя. Поскольку нарушение прав произошло именно по причине вынесения государственным органом решения (которое как раз и оспаривает предприниматель), имеет смысл объединить рассмотрение этих двух требований предпринимателя. Если такое объединение не было произведено судом на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, в апелляции этого сделать уже нельзя.