Сейчас стало модным употреблять слово «проект». Появилась даже должность менеджера проекта – сотрудника, который руководит группой людей, выполняющих определенную задачу. В повседневной жизни при разговоре с коллегами мы стали часто употреблять это слово. Что значит «проект»? Какую роль в нем играет специалист службы по управлению персоналом? И есть ли проекты в HR? На все эти вопросы ищите ответы в статье.
Можно ли специалисту в области управления человеческими ресурсами переквалифицироваться и стать менеджером проекта? Наверное, каждый должен заниматься своим делом: HR – управлением персоналом, а менеджер проекта – своим проектом. На самом деле эти два специалиста могут тесно взаимодействовать и даже отчасти выполнять работу друг друга. Давайте разбираться. Начнем с самого начала: что такое проект, откуда возник подобный термин и что за ним стоит.
Азбука управления проектами для HR-а
Как же определить, что такое управление проектами? На этот счет создано несколько теорий. Если обобщить все возможные определения, то управление проектами – это деятельность, которая направлена на определение и достижение четких целей, чему способствует сбалансированный подход к определению объема работ, ресурсов (бюджет, человеческие ресурсы, материалы и др.), времени, качества и возможных рисков. Успех любого проекта обеспечивает четкий план работы, а также способы минимизации рисков и отклонений от задуманного плана.
Что из сказанного выше полезно знать менеджеру по персоналу?
Во-первых, выполнение любого проекта связано с набором квалифицированных работников, которые в соответствии с определенной технологией будут выполнять задания. Приведем пример, иллюстрирующий подобную ситуацию.
Одна крупная IT-компания получила заказ на создание единого центра управления информационной системой сотового оператора. Это достаточно крупный проект, для работы над которым потребовалось порядка 100 сотрудников – программистов, консультантов, системных инженеров и др. В подборе персонала участвовали внутренние рекрутеры компании. Система работы состояла в следующем: рекрутеры искали резюме нужных специалистов, проверяли по внутренним базам. Затем приглашали на собеседование в отдел персонала и к непосредственному руководителю, который и принимал решение. Поскольку подбираемые специалисты были редкими на рынке труда, к работе подключали сотрудников компании, которые также рекомендовали своих друзей на подходящие вакансии. Благодаря слаженной работе отдела персонала, руководителей проекта и сотрудников компании команда проекта была сформирована.
Во-вторых, каждый проект – это не только люди, выполняющие работу, это деньги, которые вложены в проект. К слову, это еще и заработная плата работников. Сотрудники службы персонала и здесь могут оказать неоценимую помощь. Какую? Провести мониторинг компенсаций и социального пакета для тех специалистов, которые будут задействованы в проекте, а также, рассказывая о некоторых деталях проекта, заинтересовать будущих работников.
Как сделать мониторинг (бенчмаркинг) компенсаций и социального пакета?
Способ первый – самостоятельное исследование.
- Определить круг конкурентов компании, сформировать список.
- Найти на сайтах поиска работы (например, hh.ru) бывших сотрудников компании из списка конкурентов.
- Обзвонить соискателей и узнать от них о компенсационном и социальном пакетах.
- Дополнить сведения теми данными, которые компании-конкуренты размещают в объявлениях о наборе сотрудников.
Способ второй – обратиться за информацией в консалтинговую компанию.