Top.Mail.Ru

Новое в учете субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства

Финансовая поддержка приоритетных отраслей экономики – одно из важных направлений внутренней политики государства. Однако нередко, получая бюджетные субсидии, субъекты малого и среднего предпринимательства не имеют четких представлений о порядке бухгалтерского и налогового учета данных средств. Как учесть полученные субсидии? Как правильно организовать налоговый учет бюджетных средств у субъектов малого и среднего предпринимательства в свете последних изменений, внесенных в Налоговый кодекс? Какие аспекты налогового учета субсидий могут вызвать особый интерес со стороны налоговиков? На эти и другие вопросы автор ответила в статье.

Федеральный закон от 07.03.2011 № 23-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), что привело к облегчению налоговой нагрузки для ряда налогоплательщиков. Основное изменение – установлен порядок налогового учета субсидий, полученных субъектами малого и среднего предпринимательства. Тому, как правильно учитывать полученные субсидии, посвящена статья.

Федеральный закон № 23-ФЗ: до и после

Федеральный закон № 23-ФЗ от 07.03.2011 (далее – Закон № 23 ФЗ) вступил в силу с 11.03.2011, при этом положения, касающиеся налогового учета субсидий, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (п. 2 ст. 2 Закона № 23 ФЗ). Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Определение субсидий приведено в ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Чтобы оценить суть изменений, внесенных Законом № 23 ФЗ, необходимо обратиться к прошлому. До 2011 года налогоплательщики включали полученные субсидии в состав доходов единовременно. Данная позиция неоднократно подтверждалась представителями как ФНС РФ, так и Минфина России. В качестве довода финансовое ведомство и налоговики ссылались на то, что полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями не признаются с точки зрения норм БК РФ (ст. 6 БК РФ) и положений п. 2 ст. 251 НК РФ. Следовательно, такие субсидии подлежат учету в составе внереализационных доходов в момент поступления на расчетный счет или же в кассу налогоплательщика (подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ) 1. Нетрудно предположить, что бюджетные средства расходуются налогоплательщиком в следующем отчетном, а возможно, и налоговом периоде. Соответственно, получатель субсидии в одном отчетном периоде возвращал в бюджет 20% от полученных средств. Более того, если за счет бюджетных средств приобреталось амортизируемое имущество, то признание расходов (через амортизационные отчисления) растягивалось на несколько лет. Благодаря Закону № 23 ФЗ временной разрыв между признанием доходов, связанных с получением субсидии, и соответствующих расходов устранен.

Суть нововведений вкратце можно изложить следующим образом (п. 4.3 ст. 271 НК РФ, п. 2.3 ст. 273 НК РФ):

  1. полученные субсидии учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет данных средств;
  2. срок, в течение которого налогоплательщик вправе учитывать полученные субсидии таким образом: два налоговых периода с даты получения средств. Остаток неизрасходованных за этот период бюджетных средств включается в состав доходов второго налогового периода.

Обратите внимание на данную формулировку: «два налоговых периода с даты получения средств». Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год (ст. 285 НК РФ). Соответственно, возникает вопрос: каким образом должны исчисляться два календарных года с даты получения субсидии? Порядок исчисления сроков для целей налогового законодательства установлен ст. 6.1 НК РФ. В п. 3 ст. 6.1 НК РФ указано, что «годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд». При этом определение календарного года в ст. 6.1 НК РФ отсутствует. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). Как следует из п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Нетрудно представить ситуацию, когда налогоплательщик получает субсидию в середине календарного года. Из определения календарного года следует, что при исчислении двух налоговых периодов текущий год (то есть год получения бюджетных средств) не учитывается, так как текущий год не соответствует определению календарного года. То есть если налогоплательщик получил субсидию 15.07.2011, то два налоговых периода с даты получения...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Налоговые новшества 2017

В конце прошлого года законодатель принял довольно много поправок, причем большинство из них в пользу налогоплательщиков. Например, возможность уплаты налога третьими лицами, повышение вычета для индивидуального предпринимателя, нанимающего персонал, а также возможность для распространения упрощенки на доходы, полученные в рамках патента, если предприниматель утратил право на применение патентной системы, увеличение лимитов для упрощенцев. Однако некоторые новшества плательщиков не порадуют. Автор представил наиболее важные из поправок в форме таблицы, отметив, какие изменения со знаком плюс, а какие – со знаком минус.

Отмена печати: что должен знать бухгалтер

С апреля организации могут отказаться от использования круглой печати. Давайте разберемся, все ли документы теперь можно подписывать без печати, нужно ли менять уставные документы, как проверять полномочия контрагентов в ­отсутствие этого реквизита и пр.

Расчет детских пособий по-новому

С 1 июля 2016 года поменялись правила расчета детских пособий. Причина в увеличении минимального размера оплаты труда до 7500 рублей. Кроме того, работницы, проживающие в чернобыльской зоне, вместо пособия в двойном размере будут получать фиксированную сумму в зависимости от возраста ребенка.

Как применить или оспорить разъяснения Минфина России

Минфин России обязан отвечать на вопросы налогоплательщиков, возникающие при применении законодательства о налогах и сборах. Посмотрим, как направить запрос; можно ли применять ответы, адресованные другим организациям; возникнут ли проблемы, если вы будете руководствоваться официальными ­разъяснениями финансистов, а также что делать, если ответ чиновников вас не устроил.

Отмена печати: что должен знать бухгалтер

С апреля организации могут отказаться от использования круглой печати. Давайте разберемся, все ли документы теперь можно подписывать без печати, нужно ли менять уставные документы, как проверять полномочия контрагентов в ­отсутствие этого реквизита и пр.

«Отрицательные» счета-фактуры, суммовые разницы и другие нововведения в НДС

В июле произошли большие изменения в порядке учета НДС, которые введут с 01.10.2011 в экономический оборот счета-фактуры со знаком «минус». Рассмотрим, как законодатель предложил урегулировать данный вопрос и какие изменения в учете НДС ждут бухгалтеров в связи с указанным и другими новшествами.

Как применить или оспорить разъяснения Минфина России

Минфин России обязан отвечать на вопросы налогоплательщиков, возникающие при применении законодательства о налогах и сборах. Посмотрим, как направить запрос; можно ли применять ответы, адресованные другим организациям; возникнут ли проблемы, если вы будете руководствоваться официальными ­разъяснениями финансистов, а также что делать, если ответ чиновников вас не устроил.

Консолидированная финансовая отчетность: уже в России

Переход России на МСФО становится реальностью. Кого это касается в первую очередь и к чему готовиться бухгалтерам? Читайте в статье о новом Законе «О консолидированной финансовой отчетности».