Учет расходов на рекламу при применении упрощенной системы налогообложения вызывает у предпринимателей много вопросов. В статье рассматриваются различные виды рекламных расходов, примеры и судебная практика. Приводится комментарий заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрия Подпорина.
Что такое реклама
Определение
Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Данное определение приведено в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо Федеральной антимонопольной службы РФ от 05.04.2007 № АЦ/4624).
К примеру, не являются рекламой расходы на изготовление и безвозмездное распространение рекламных материалов посредством почтовой рассылки по адресным базам предприятий (письмо Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/1/392). Между тем затраты по отправке рекламной информации путем безадресной почтовой доставки (раскладки сотрудниками почты по почтовым ящикам потенциальных клиентов, а также непосредственно в почтовом отделении) на основании договоров возмездного оказания услуг с почтой относится к рекламным расходам. Данный вывод следует из письма УФНС России по г. Москве от 30.09.2008 № 20-12/091764.
Под ЕНВД подпадают следующие виды деятельности (подп. 10 и 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ):
- распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
- размещение рекламы на транспортных средствах.
Между тем передача в аренду (предоставление) мест на рекламных конструкциях не подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход (письма Минфина России от 22.07.2011 № 03-11-06/2/108, от 31.05.2011 № 03-11-06/3/62 и от 31.03.2011 № 03-11-06/3/39). Также не подпадает под «вмененку» деятельность, связанная с изготовлением, ремонтом, техническим обслуживанием и с осуществлением работ по монтажу и демонтажу рекламных конструкций и иных аналогичных видов работ (письмо Минфина России от 27.01.2011 № 03-11-06/3/8).
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, облагаемую в их регионе единым налогом.
Объектом рекламирования признается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
Разграничение понятий «реклама» и «вывеска»
Отметим, что Закон о рекламе не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).
Арбитры в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 подтвердили, что указание юридическим лицом своего наименования на вывеске по месту нахождения не может рассматриваться как реклама. Дело в том, что размещение уличной таблички с наименованием юридического лица (индивидуального предпринимателя) как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся обычаям делового оборота. В силу ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг обязан довести до сведения потребителя наименование, место нахождения и режим работы, поместив указанную информацию на вывеске. Так что данные сведения не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Аналогичной позиции придерживается и Федеральная антимонопольная служба (письма ФАС РФ от 15.03.2010 № АК/6745 и от 23.07.2009 № АЦ/24234).
Минфин России в письме от 08.09.2008 № 03-11-04/2/135 уточнил, что затраты на изготовление и размещение на фасаде здания световой вывески в целях налогообложения не учитываются. Поскольку в ст. 346.16 НК РФ не поименованы такие расходы, как затраты на оформление (декорирование) зданий.
Ненормируемые рекламные расходы
Виды расходов
При применении «упрощенки» расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Между тем пунктом 2 ст. 346.16 НК РФ определено, что расходы на рекламу учитывают применительно к порядку, установленному ст. 264 НК РФ. Данный вывод подтверждают и финансисты (письма Минфина России от 07.04.2010 № 03-11-06/2/52 и от 20.04.2010 № 03-11-06/2/63). Указанные расходы делятся на нормируемые (признаются в размере, не превышающем 1% выручки) и ненормируемые (учитывают в фактически произведенных суммах).
Перечень ненормируемых рекламных расходов является закрытым.
В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к ненормируемым расходам на рекламу отнесены:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин,...