В рассматриваемой ситуации единовременная выплата, произведенная работодателем на основании локального акта организации при увольнении работника в связи с выходом на пенсию в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, не облагается НДФЛ.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДФЛ, поименованы в ст. 217 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников. Исключением являются суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ).
Отметим, что в п. 3 ст. 217 НК РФ речь идет о компенсационных выплатах, установленных соответствующим законодательством. При этом нормы гл. 23 НК РФ не дают определения понятию «компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников». ТК РФ установлены случаи, при которых работодатель обязан производить выплату выходного пособия при увольнении работника (ст. 178, 181, 279 ТК РФ). В то же время трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (ч. 4 ст. 178 ТК РФ). Следовательно, обязанность работодателя производить выплаты выходных пособий при увольнении может быть установлена в том числе и локальным актом организации. Выплаты, осуществленные на основании трудового, коллективного договоров и локальных актов организации, прямо законодательством не установлены, но они осуществляются на основании права, предоставленного соответствующим законодательством.
В рассматриваемом случае выплаты установлены внутренним Положением «О формировании социального пакета», что, на наш взгляд, позволяет применить положения п. 3 ст. 217 НК РФ. В качестве подтверждения данной позиции можно руководствоваться тем, что согласно подходу, представленному в определении Верховного Суда РФ от 20.12.2016 № 304-КГ16-12189, выходное пособие, предусмотренное трудовым и (или) коллективным договором, является компенсационной выплатой при увольнении, установленной законодательством РФ. При этом судьи указывают, что ч. 4 ст. 178 ТК РФ позволяет работодателю трудовым договором или коллективным договором определять другие случаи выплат выходных пособий, а также устанавливать повышенные размеры выходных пособий.
Учитывая изложенное, выплаты, производимые при увольнении работника организации, освобождаются от обложения НДФЛ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Сумма вознаграждения, превышающая установленное абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ ограничение, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 06.04.2016 № 03-04-05/19656, от 12.02.2016 № 03-04-06/7535, от 04.02.2016 № 03-04-06/5728, от 24.08.2015 № 03-04-06/48657, от 19.06.2014 № 03-03-06/2/29308, от 13.02.2014 № 03-04-06/6028).
По мнению Минфина России, положения п. 3 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов работников организации независимо от занимаемой должности, а также основания, по которому производится увольнение (письма Минфина России от 06.10.2015 № 03-04-06/56952, от 04.06.2014 № 03-04-06/26714, от 18.12.2012 № 03-04-05/6-1407, от 15.11.2012 № 03-04-06/1-321, от 14.11.2012 № 03-04-05/1-1285, от 22.08.2012 № 03-04-06/6-255).
Так, в частности, в письме от 19.06.2014 № 03-03-06/2/29308 финансовое ведомство разъяснило, что единовременное пособие, выплачиваемое сотрудникам организации при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости и (или) инвалидности, освобождается от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. Суммы превышения трехкратного размера среднего месячного заработка подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (письма Минфина России от 21.07.2014 № 03-04-05/35552, от 29.04.2014 № 03-04-05/20081, от 07.04.2014 № 03-04-06/15454, от 11.10.2013 № 03-04-06/42433). При этом в приведенном письме речь идет о выплате единовременного пособия, произведенной работодателем на основании локального нормативного акта.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации единовременная выплата, произведенная работодателем в соответствии с локальным актом организации при увольнении работника в связи с выходом на пенсию в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. Данная позиция подтверждена приведенными ранее разъяснениями Минфина России.
В то же время следует отметить, что существуют иные разъяснения финансового ведомства, которые могут быть истолкованы не в пользу налогоплательщиков. Так, в письме от 23.11.2016 № 03-04-06/69183 Минфин России указал, что на выплаты при увольнении сотрудника организации, не предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 178 ТК РФ, а также не установленные коллективным договором организации, действие п. 3 ст. 217 НК РФ не распространяется и указанные доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (письма Минфина России от 29.12.2016№ 03-04-05/79262, от 29.12.2016 № 03-04-05/79263). Однако финансовое ведомство в своих разъяснениях все же делает ссылку на ч. 4 ст. 178 ТК РФ, в которой речь идет не только о коллективных договорах, но и о трудовых договорах и других случаях выплаты выходных пособий. А в более позднем письме Минфина России от 20.01.2017 № 03-04-05/2655 прямо указано, что компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным и трудовым договорами, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Эти же выводы повторены в письмах Минфина России от 22.02.2017 № 03-04-06/10153, от 16.02.2017 № 03-04-06/8715, от 14.02.2017 № 03-04-06/8141, от 08.02.2017 № 03-04-06/6652 (здесь затронуты также страховые взносы), от 03.02.2017 № 03-04-06/5893, от 03.02.2017 № 03-04-06/5890, от 01.02.2017 № 03-04-06/5210, от 31.01.2017 № 03-04-06/4947, от 24.01.2017 № 03-04-06/3273, от 20.01.2017 № 03-04-06/2657.
Напомним, что на основании п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Отметим, что опубликованные в различных справочных правовых системах и средствах массовой информации разъяснения Минфина России признаются разъяснениями, данными неопределенному кругу лиц (постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 4350/10). На наш взгляд, в условиях рассматриваемой ситуации организация может занять позицию, в соответствии с которой выплаты, связанные с увольнением работника в связи с выходом на пенсию и предусмотренные локальным актом организации, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в установленных пределах, т. е. следовать приведенным ранее разъяснениям Минфина России. В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов то обстоятельство, что налоговый агент выполнял письменные разъяснения, данные неопределенному кругу лиц финансовыми и налоговыми органами, будет являться обстоятельством, исключающим начисление пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ) и вину налогового агента в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Поскольку уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ), у налогового органа отсутствуют основания для взыскания с налогового агента за счет его средств не удержанного с физических лиц НДФЛ (письмо ФНС России от 04.08.2015 № ЕД 4-2/13600).