Одним из основных документов в фундаменте корпоративной культуры является Кодекс деловой этики. Как разработать кодекс? Какие разделы в него включать? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
В компании, большой или маленькой, всегда складывается внутренняя культура, независимо от того, управляет ли ктото ее формированием или нет. Однако если менеджмент компании стремится создать корпоративное пространство, разделяемое всеми сотрудниками, то необходимо целенаправленно работать для формирования устойчивой положительной культуры. Одним из основных документов в фундаменте корпоративной культуры является Кодекс деловой этики, в котором формулируются правила поведения сотрудников, общения с клиентами и многие другие вопросы внутрикорпоративной жизни.Любая компания – сложный организм, основой которого является корпоративная культура. В литературе корпоративная культура трактуется как «коллективные базовые представления, обретаемые группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции» 1. Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей. Причем она становится тем сильнее, чем дольше существует данная группа.
Корпоративная культура, ее принципы и задачи тесто связаны со стратегией и целями компании. Базовым моментом, дающим начало становлению корпоративной культуры, является четкое определение правил игры, формализация и регламентация отношений. Одним из таких документов – фундаментов корпоративной культуры – является кодекс деловой этики (делового поведения) сотрудников компании, введение которого позволяет решить следующие задачи:
- четкое недвусмысленное описание корпоративных норм и ценностей, принятых в компании, что способствует однозначному пониманию «законов организации» всеми сотрудниками;
- достижение «прозрачности правил игры» в компании;
- исключение ситуации, когда компания декларирует одни принципы, а на деле проводит совсем другую политику.
Разработка кодекса
Для разработки кодекса целесообразно создать рабочую группу, в состав которой войдут сотрудники всех ключевых подразделений компании. На стадии разработки полезно вынести проект кодекса на обсуждение, организовав для этого специальные семинары, совещания, круглые столы с участием рядовых сотрудников компании. Кодекс утверждается руководителем организации.
Как правило, кодекс очень подробно описывает корпоративные нормы и ценности компании, а также правила деловой этики (см. Таблицу). При разработке кодекса необходимо уделить особое внимание четкому и понятному формулированию его положений, чтобы сотрудники однозначно понимали нормы и ценности, принятые в компании.