В рамках адаптации российского бухгалтерского учета к нормам МСФО ужесточаются требования аудиторских фирм и третьих лиц. В связи с этим организациям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, в своей работе следует соблюдать нормы, изложенные в ПБУ 8/2010 и ПБУ 21/2008.
Рассмотрим правила создания резерва под обязательства и оценочных резервов согласно Положениям по бухгалтерскому учету.
Если организация не относится к малому предприятию, в бухучете независимо от желания руководства и от положений учетной политики следует:
- создавать резервы под обязательства, например, на оплату отпусков работникам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н);
- формировать оценочное резервы, например, резерв по сомнительным долгам (п. 3 и 4 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н (далее – ПБУ 8/2010), письмо Минфина России от 27.01.2012 № 07-02-18/01).
Отметим: в учетной политике не следует указывать, что организация не создает оценочный резерв по долгам, т.к. это может быть определено только при подготовке годового баланса, т.е. когда производится оценка возможности взыскания долгов.
Вместе с тем со стороны налоговой службы опасности нет, поскольку налоговики не смогут оштрафовать компанию по ст. 120 НК РФ. Дело в том, что не начисление резервов трудно «подтянуть» под грубое нарушение правил учета доходов и расходов, т.к. это не отсутствие в учете хозяйственной операции (п. 1 ст. 120 НК РФ). Да и в правилах бухучета разбираются далеко не все инспекторы, их больше волнуют налоговые расчеты.
А вот если отсутствие резервов привело к искажению статьи / строки бухотчетности на 10% и более от валюты баланса, то должностных лиц организации (главбуха и руководителя) могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ).
Но для этого налоговая инспекция должна самостоятельно (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ):
- посчитать суммы, которые надо было зарезервировать (что возможно практически только при выездной налоговой проверке);
- составить протокол об административном нарушении;
- обратиться в суд, который и имеет право наложить административный штраф.
Так что, учитывая незначительность суммы штрафа и необходимость обращаться в суд, вероятность взыскания такого штрафа невелика.
Однако в рамках адаптации российского бухгалтерского учета (РСБУ) к нормам МСФО ужесточаются и требования аудиторских фирм и третьих лиц (пользователей бухгалтерской отчетности). Поэтому имеет смысл рассмотреть требования к ведению бухучета, изложенные в ПБУ 8/2010 (Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденное приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н) и ПБУ 21/2008 (Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
Виды резервов
Сначала определимся с квалификацией резервов. Резервы делятся на:
- резервы под обязательства (сфера применения ПБУ 8/2010):
- резерв по отпускам,
- резерв по гарантийному ремонту,
- резерв на планируемый ремонт ОС,
- резерв по заведомо убыточным договорам,
- резерв по...