Продолжаем рассмотрение налогового учета организаций, финансируемых из бюджета. На этот раз обратимся к бюджетным и автономным учреждениям. Изучим, что не учитывается и что учитывается при определении налоговой базы, в каком случае действует налоговая ставка 0%, как исчисляется налог на добавленную стоимость, налог на имущество и земельный налог.
Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений имеет схожие черты, а налогообложение доходов от предпринимательской деятельности идентично. В связи с этим рассмотрим налогообложение бюджетных и автономных учреждений совместно. Но прежде выделим характерные черты бюджетных и автономных учреждений.
Деятельность бюджетных учреждений регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Деятельность бюджетного учреждения финансируется за счет субсидий, выделяемых из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ), через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 8 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее – Закон № 174-ФЗ).
Финансирование автономного учреждения осуществляется в виде бюджетных субсидий (ч. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). При этом автономные учреждения вправе открывать счета как в кредитных организациях, так и в органах Федерального казначейства (ч. 3 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Бюджетные и автономные учреждения наделены правом осуществлять деятельность, приносящую доход, при условии упоминания об этом в учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 6 и 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
При этом формирование налоговой базы как по налогу на прибыль, так и по НДС осуществляется в общем порядке, предусмотренном налоговым законодательством; получаемое финансирование в виде субсидий в целях налогообложения прибыли не учитывается (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 17 ст. 270 НК РФ).
По аналогии с казенными учреждениями бюджетные не вправе применять упрощенную систему...