• Журнал «Арсенал предпринимателя» август 2013

Как учесть кредит, если предприниматель на ОСНО?

  • 0 комментариев
  • 2630 просмотров
Автор ответа:
  • Горностаев Вячеслав | аудитор, член МоАП, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  • Гусихин Дмитрий | член Палаты налоговых консультантов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ИП применяет общий режим налогообложения и использует метод начисления. Он взял кредит на покупку недвижимости (нежилого помещения) для использования в предпринимательской деятельности. ИП ежемесячно погашает кредит тремя платежами: а) основной долг; б) проценты по кредиту; в) услуги банка. Учитываются ли указанные платежи в первоначальной стоимости основного средства в налоговом учете?

В соответствии со ст. 11 НК РФ ИП признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ ИП исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.

Такой порядок утвержден совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» (далее – Порядок). Указанный Порядок применим к ИП, находящимся на ОСНО (п. 3 Порядка).

Согласно п. 2 Порядка данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по НДФЛ, уплачиваемого ИП на основании главы 23 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 221 и п. 1 ст. 227 НК РФ ИП, применяющие общий режим налогообложения, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ.

Согласно подп. 3 п. 16 Порядка первоначальная стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации. Следовательно, обязанностью ИП является достоверное формирование первоначальной стоимости основного средства.

Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства, приобретенного для осуществления предпринимательской деятельности по операциям, облагаемым НДС, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением суммы НДС и сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 24 Порядка, п. 1 ст. 257 НК РФ).

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 269 НК РФ.

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

Таким образом, проценты по долговым обязательствам не учитываются для целей налогообложения прибыли в первоначальной стоимости амортизируемого имущества (письма Минфина России от 06.12.2011 № 03-03-06/1/808, от 05.07.2011 № 03-03-06/1/398, от 02.11.2009 № 03-03-06/1/720, УФНС по г. Москве от 02.09.2008 № 20-12/083116).

Аналогичной позиции придерживаются и суды (постановления ФАС Московского округа от 20.08.2009 № КА-А40/6713-09, ФАС Уральского округа от 28.06.2010 № Ф09-4668/10-С3). Однако наличие судебной практики указывает на то, что инспекторы на местах, применяя положения бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», письмо Минфина России от 24.09.2012 № 03-05-05-01/56), могут потребовать включить такие затраты в первоначальную стоимость ОС.

Кроме того, средства или иное имущество, которые направлены в погашение кредита или займа, при определении налоговой базы не учитываются (п. 12 ст. 270 НК РФ, постановление ФАС Северо­Западного округа от 14.12.2011 № Ф07-254/11 по делу № А42-9338/2010).

Таким образом, ИП, применяющий метод начисления, при расчете налоговой базы по НДФЛ денежные средства, направленные на погашение займа, в составе расходов и при определении первоначальной стоимости основного средства не учитывает.

В письме Минфина России от 23.12.2009 № 03-03-06/1/824 сказано следующее. Если расходы на оплату услуг банков связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), они относятся к прочим расходам на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ. В остальных случаях данные затраты учитываются в составе внереализационных расходов согласно подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Таким образом, затраты на услуги банка являются текущими расходами и не подлежат включению в первоначальную стоимость основного средства.

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.