Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с изготовлением баннеров в рассматриваемой ситуации, зависит в том числе от характера произведенных расходов. Так, если целью размещения баннеров являлось распространение информации об организации среди неопределенного круга лиц для привлечения внимания к организации, формирования или поддержания интереса к ней и ее продвижения на рынке, то осуществленные затраты на создание баннеров могут быть квалифицированы в качестве расходов на рекламу (п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).
Вопрос о наличии в размещаемой информации признаков рекламы должен решаться организацией самостоятельно, с учетом конкретных обстоятельств (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37).
Расходы на рекламу являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99)).
Если баннеры отвечают требованиям п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01), в том числе предназначены для использования в течение срока, превышающего 12 месяцев, то их следует квалифицировать в качестве объектов основных средств. В этом случае затраты, связанные с созданием баннеров, следует учитывать при формировании их первоначальной стоимости (п. 7 и 8 ПБУ 6/01, п. 3 ПБУ 10/99).
В таком случае на счетах бухгалтерского учета операцию следует отразить следующим образом (см. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н):
Полностью сформированная первоначальная стоимость баннеров, готовых к использованию, должна быть отнесена с Кредита счета 08 в Дебет счета 01. При этом суммы начисленной амортизации в отношении рекламных баннеров должны учитываться по Дебету счета 44.
Если приобретенные баннеры не будут удовлетворять всем требованиям п. 4 ПБУ 6/01, их следует рассматривать в качестве материально-производственных запасов (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (далее – ПБУ 5/01)).
Отметим, что баннер, стоимость которого не превышает 40 000 рублей, может быть отражен в составе материально-производственных запасов, даже если он удовлетворяет критериям признания его в качестве объекта основных средств, если данный порядок предусмотрен учетной политикой организации (п. 5 ПБУ 6/01).
В этом случае затраты на приобретение работ по изготовлению баннеров будут формировать их фактическую себестоимость (п. 5 и 6 ПБУ 5/01). В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Фактическая себестоимость рекламных баннеров, оприходованных в качестве материально-производственных запасов, будет также списываться в Дебет счета 44, но с Кредита счета 10 по факту передачи их в эксплуатацию.
Если информация, распространяемая с использованием баннеров, не будет квалифицирована в качестве рекламной, но организация предполагает получение тех или иных экономических выгод в результате использования баннеров, то их также следует рассматривать в качестве актива (п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997)). Порядок учета баннеров в таком случае будет аналогичен описанному ранее.
Если же получения экономических выгод от использования баннеров не ожидается, то организации в рассматриваемой ситуации не следует отражать в учете приобретение актива – нужно сразу признать прочий расход (п. 12, 15 и 16 ПБУ 10/99), то есть отнести затраты в Дебет счета 91.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Полагаем, что подтверждать факт выполнения работ по созданию баннеров и передачи их результата заказчику будут документы, утвержденные для указанных целей руководителем организации-исполнителя с учетом требований ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ), например, акт приема-сдачи выполненных работ.