• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» январь 2015
  • Рубрика Актуальное интервью

Подводим итоги 2014 года: положительные и отрицательные

  • 0 комментариев
  • 2869 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Прошлый год для бизнеса складывался непросто. Очевидно, таким же непростым будет и текущий 2015 год. Чего ожидать компаниям в этом году? Увеличения налоговой нагрузки? Усиления контроля со стороны проверяющих? Упрощения отчетности? Мы обсудили с экспертами как положительные, так и отрицательные новеллы законодательства, попросив назвать самые существенные из них.


Больше всего изменений традиционно вносится в налоговое законодательство. В непростой экономической ситуации на налогообложение возлагаются большие надежды. Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» попросил экспертов выделить наиболее значимые тенденции и нововведения – как со ­знаком «плюс», так и со знаком «минус», которые вступили в силу с 2015 года.

Анна Мазавина, партнер, адвокат Адвокатского бюро «ЕМПП»

Кризисные явления и, как следствие, дефицит денег в бюджете повлекут усиление государственного контроля за «серыми» схемами расчетов. Четко наметилась тенденция к деофшоризации бизнеса. Усилением контроля власть призывает предпринимателей быть лояльными. Увеличение налоговой нагрузки коснется не ­только ­бизнесменов, но и граждан, ­которые имеют активы.

С 2015 года введен новый региональный налог – торговый сбор с розничных продаж. Пока это эксперимент для крупных в плане торговли регионов, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Сбор может быть установлен местными властями не ранее 1 июля 2015 года. Налог зависит от показателей финансового результата, и цель его, как ­регионального налога, – самостоятельное пополнение местного бюджета.

С 2015 года внесены поправки в главу НК РФ, касающуюся НДФЛ. Так, возрос налог с дивидендов. До 5 лет увеличен срок владения имуществом, который влечет освобождение от НДФЛ. Вводится глава о налоге на имущество физических лиц, где скорректирован порядок расчета и уплаты налога. Обязанность платить налог возникает вне зависимости от получения налогоплательщиком уведомлений от инспекции. Налоги должны уплачиваться не позднее 1 октября каждого года.

Готовится блок поправок по налогу на имущество. Законодательство сформулирует новые принципы исчисления налога на недвижимость, который планируется сделать единым для всех объектов – земель, квартир, зданий и т.д. Система будет предусматривать налоговые преференции для льготных категорий, например, сельхозпроизводителей. С 2015 года организации, применяющие УСН, не освобождены от уплаты налога на имущество в отношении объектов, которые облагаются указанным налогом исходя из кадастровой стоимости. Юридические и физические лица уже в этом году почувствовали увеличение налоговой нагрузки – по налогу, уплачиваемому с имущества. Кадастровая стоимость повсеместно равна рыночной. Чем больше имущества, тем выше налог. Это также поступление в региональный бюджет.

Сейчас актуально разработать инструкции по кадастровой оценке, так как за текущий год увеличилось число споров относительно кадастровой стоимости. Кадастровый орган зачастую определяет стоимость на основе массовой оценки, что не позволяет учитывать понижающие коэффициенты. Как результат – многочисленные ошибки в оценке, которые ­владельцам недвижимости приходится устранять в судебном ­порядке.

В целом мы видим, с одной стороны, увеличение ставок налогов и налоговых нагрузок, но с другой – установление налоговых льгот и дифференциацию налоговых ставок по регионам и отраслям. Таким образом, власть строит социально-ориентированную налоговую систему, перераспределяя налоговую нагрузку. То есть рост нагрузки ориентируется на потребление, а результат такого перераспределения налогов должен дать стимул развитию производственной и предпринимательской деятельности.

У многих предприятий и предпринимателей появятся проблемы с налоговыми органами в связи с обеспечением собираемости налогов, деофшоризацией, максимальным исключением «серых» схем налогообложения. Усилится налоговый контроль, в том числе через расследование налоговых преступлений.

В прошлом году, комментируя итоги 2013 года (см. статью «Подводим итоги 2013 года»), мы говорили о тенденции усиления государственного контроля за финансовыми операциями. Об этом свидетельствовали изменения прежде всего в налоговом и уголовном законодательствах, рост числа возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям. Эта тенденция сохранялась на протяжении всего 2014 года и продолжится в следующем году.

Принят закон, который исключает из УПК РФ ч. 1.1 ст. 140. Данная норма просуществовала три года и предусматривала специальный порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь данные уголовные дела могут быть возбуждены по общим основаниям, а не по материалам налоговых органов. Эта поправка направлена на повышение эффективности выявления налоговых преступлений. Например, если налоговый орган не выявил налоговое преступление, его можно обнаружить с помощью органов ОРД с их гласными и негласными методами работы или по заявлениям любых лиц. Приведет ли это к ­увеличению раскрываемости преступлений? ­Безусловно, да.


Наталья Горбова, эксперт СКБ Контур по налого­обложению и бухгалтерскому учету

К положительным моментам я бы отнесла некоторые изменения по НДС. В частности, теперь можно принять налог к вычету на основании счетов-фактур, полученных по окончании налогового периода, в котором товары приняты на учет, но до срока представления декларации за налоговый период (ст. 172 НК РФ). При этом заявить вычет можно будет либо в том периоде, в котором получены счета-фактуры, либо в том, в котором товары приняты на учет. Таким образом, решается проблема «опоздавших» счетов-фактур.

Хочу отметить, что правоприменительная практика по этому вопросу долгое время была неоднозначной. В ряде рекомендаций финансисты разрешали применять вычет в периоде получения счета-фактуры, и эту позицию поддерживали суды (постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 2217100). Другие разъяснения, напротив, не позволяли применить вычет налога в более позднем периоде (письмо Минфина России от 13.02.2013 № 03-07-11/3784, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.06.2010 № А79-5798/2009).

На пять дней увеличены сроки уплаты налога и представления декларации (ст. 174 НК РФ). Подать декларацию теперь нужно не позднее ­25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ), а уплатить налог – равными долями не позднее ­25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Поскольку вместе с декларацией по НДС необходимо представлять книги покупок и продаж или журналы учета выставленных (полученных) счетов-фактур (сведения из них), нагрузка на бухгалтерские службы заметно возрастет и сроки подготовки ­отчетности ­удлинятся.

Из отрицательных тенденций, безусловно, надо отметить введение нового сбора. С середины 2015 года вводится глава 33 НК РФ «Торговый сбор». В налоговой системе РФ это второй сбор, который включен в ­систему ­налогов и сборов. Торговый сбор отнесен к местным налогам и сборам.

По сути, торговля отчасти становится «лицензируемым» видом деятельности. Расчет сбора привязан, в частности, к стоимости патента и площади торгового помещения. Сбор при каждой системе налого­обложения относится в уменьшение налоговых платежей, но при условии, во-первых, его оплаты (читай: гарантированный авансовый взнос, уплата которого совершенно не зависит от суммы полученного дохода), во-вторых, предоставления уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Бывает, что торговые организации получают сверхприбыли, которые далеко не всегда отражаются в бухгалтерской и налоговой ­отчетности. Теперь, вынужденно, эти суммы всплывут.

Сам факт торговой деятельности будет зафиксирован. И, наконец, в-третьих, организациям и предпринимателям придется получить ­прибыль, чтобы уплата сбора не превратилась в сплошные убытки.

В эпоху ужесточения налогового администрирования введение торгового сбора напоминает борьбу за легализацию торгового бизнеса: уменьшить налог на сумму сбора можно, только когда налоговая база по ­соответствующему налогу есть. А это в какой-то мере положительный момент для экономики. Ведь не секрет, что именно в торговле ­образуются большие объемы «черного нала».


Дмитрий Ширяев, руководитель направления ­судебной практики аудиторско-консалтинговой ­группы «Уральский союз»

Практически все изменения, принятые в 2014 году, направлены на пополнение ослабевающего потока доходов бюджета. Следовательно, многие нововведения для налогоплательщиков не слишком хороши. Отмечу некоторые из них.

Так, вводится автоматизация проверок деклараций по НДС. Это давняя мечта налоговиков, которая наконец-то сбылась. Вместо ни к чему не обязывающих просьб представить книги покупок в электронном виде в формате, позволяющем фильтровать наиболее крупных поставщиков, теперь это обязанность налогоплательщиков. А это значит, что скорость и эффективность проверок существенно вырастут.

Появляется возможность осматривать помещения налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки. Вообще, грань между «углубленной» камеральной и выездной проверкой на практике всегда была довольно зыбкой. Но отдельные мероприятия налогового контроля (в том числе осмотры) были предусмотрены НК РФ именно для выездных, а не камеральных проверок. И если сначала суды сквозь пальцы смотрели на осмотры в рамках камеральных проверок, то нынче для этого появится законное основание. Поэтому теперь налоговики будут активнее проверять адреса «умерших» пару лет назад контрагентов или искать цеха и оборудование у ­подрядчиков, оказывающих услуги, чтобы оспорить вычеты по НДС.

Возникает новый вид контроля – налоговый мониторинг, который представляет собой доступ налоговиков к информационным системам компании. Фактически это будет режим постоянной налоговой проверки. При этом у налогоплательщика появится возможность запрашивать мнение налоговиков по спорным ситуациям и проводить взаимосогласительные процедуры в ФНС РФ (аналог процедуры досудебного ­рассмотрения споров по проверкам).

Но такие возможности будут далеко не у всех, а лишь у крупнейших налогоплательщиков, т.к., чтобы перейти на этот режим, нужно будет одновременно начислить к уплате более 300 млн рублей по основным налогам, иметь выручку от 3 млрд рублей и активы на ту же сумму. Кроме того, нужно утвердить и регламент информационного взаимодействия по критериям, до сих пор не установленным ФНС России.


Елена Родионова, партнер правового бюро ­«Олевинский, Буюкян и партнеры»

Изменений в налоговом и бухгалтерском учете в 2015 году предстоит очень много, и для налогоплательщиков они в основном отрицательны. Довольно сложно выделить что-то одно, поэтому я перечислю несколько существенных новелл.

Во-первых, введен новый торговый сбор, который будут платить компании и предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью. Меняются ставки налогов. В частности, ставка НДФЛ по дивидендам выросла с 9 до 13%. Введены новые ставки акцизов на 2015–2017 годы. А ставки водного налога прошли 15-процентную индексацию. Важные изменения коснулись правил расчета налога на имущество. Компании на «упрощенке» теперь будут платить налог на имущество с недвижимости, которая оценивается исходя из кадастровой стоимости. В основном это торговая и офисная недвижимость. А в ст. 381 НК РФ появился п. 25, который не позволит недобросовестным налогоплательщикам не платить налог на имущество при реорганизации или ликвидации.

Во-вторых, с этого года начали действовать новые формы отчетности (декларации по НДС, ЕНВД, УСН, ЕСХН, транспортному налогу), по некоторым из которых нужно отчитываться уже за 2014 год. К тому же бумажные декларации по НДС теперь считаются несданными. Штраф ­составит 5% от суммы налога к уплате за каждый месяц просрочки.

В-третьих, у налоговиков появилось больше оснований для блокировки счета. Так, если компания опоздает со сдачей декларации больше, чем на 10 дней, налоговики смогут заблокировать ее расчетный счет. Операции по счету приостановят и в том случае, если организация забудет отправить подтверждение о том, что получила электронные документы от ­налоговиков.

В-четвертых, я бы выделила новую обязанность подтверждать факт приема электронных писем от налоговиков. Компании, отчитывающиеся электронно, должны будут обеспечить прием электронных документов от ИФНС, а также подтвердить тот факт, что они получены, отправив ИФНС квитанцию о приеме документов по ТКС в течение 6 рабочих дней.

Есть и несколько приятных исключений. Например, продлили сроки сдачи отчетности в фонды. В ФСС РФ их перенесли на 5 дней для бумажного расчета (20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом) и на 10 – для электронного (25-е число месяца, следующего за отчетным кварталом). В ПФР сроки продлили только для тех, кто отчитывается через Интернет. Электронный отчет по форме РСВ-1 можно сдавать до ­20-го числа второго месяца, следующего за кварталом. Для бумажного расчета срок остался прежним: до 15-го числа. Декларацию по НДС можно сдать также на пять дней позже: не до 20, а до 25 числа включительно. Эти правила уже применимы к декларации за IV квартал.


Беседовали Валентин Стародубцев и Наталья Свистунова
Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.