• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» сентябрь 2015

Сколько должны храниться договоры аренды нежилых помещений у арендатора и у арендодателя?

  • Рейтинг 5
  • 1 комментарий
  • 4933 просмотра
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
  • Иритикова Вера | профессиональный управляющий документами, документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Сколько должны храниться договоры аренды нежилых помещений? Сам я возглавляю архив холдинга, где хранятся договоры аренды (арендаторы на наших объектах арендуют торговые площади). Изучил «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (М., 2010). Из него следует, что эти договоры с момента закрытия должны храниться постоянно. Так ли это?

Действительно, в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558; далее – ПТУД) указаны сроки хранения большого количества конкретных видов и разновидностей договоров, которые, в основном, соответствуют классификации видов сделок, закрепленных Гражданским кодексом РФ. В соответствии со ст. 791 ПТУД устанавливается постоянный срок хранения договоров и соглашений о приеме и сдаче зданий, помещений, земельных участков в аренду (субаренду) и документов к ним (акты, технические паспорта, планы, кадастровые планы, схемы, расчеты и т.п.). Формулировка статьи «о приеме и сдаче» предполагает, что и арендодатель, и арендаторы хранят свои экземпляры договоров, акты приема-передачи и первичные учетные / платежные документы по ­объектам ­недвижимости без ограничения срока, т.е. постоянно.

Но обратите также внимание на примечание к срокам хранения (графа 3 ПТУД), которое отмечено одной звездочкой (*). Такое примечание означает, что срок хранения документов «постоянно» (Пост.) в организациях, которые не являются источниками комплектования государственных или муниципальных архивов, не может быть менее 10 лет. И этим сроком хранения могут руководствоваться арендаторы, особенно в случае расторжения договоров аренды, частой смены объектов аренды и арендодателей. При условии завершения всех налоговых проверок коммерческая организация-арендатор может на заседании своей экспертной комиссии установить долговременный срок хранения своих экземпляров ­расторг­нутых договоров аренды свыше 10 лет включительно.

Но если организация является арендодателем, то подход к сроку хранения договоров аренды и документов к ним должен быть совершенно иным. Самое главное – экспертиза ценности, определение необходимости и значимости для организации документов об имуществе (основных средствах) и основном виде ее деятельности. Арендодатель должен иметь состав документов, которые подтверждают:

  • законность и историю владения объектами недвижимости,
  • содержат их техническое описание и схемы,
  • подтверждают стоимость (включая амортизацию и затраты на эксплуатацию),
  • законность распоряжения правами на объекты,
  • расчеты с арендаторами,
  • уплату налогов и т.п.

Без комплекса этих документов организация-арендодатель не сможет подтвердить свои права на владение и распоряжение объектами недвижимости, данные документы необходимо иметь в течение всего срока деятельности организации, т.е. постоянно. Таким образом, при проведении экспертизы ценности договоров и документов по их исполнению необходимо руководствоваться принципом доказательности, т.к. главная функция документа в настоящее время – правовая, доказательная.

Систематизацию, т.е. формирование в дела договорных документов сейчас рекомендуется осуществлять по принципу «досье», при котором срок хранения документов устанавливается по «старшему» сроку находящихся в деле документов. Если речь идет о сдаче в аренду и об эксплуатации объектов недвижимости, то досье формируются, как правило, по объектам недвижимости, по их адресам. «Лучшие практики» показывают, что досье по объекту недвижимости хранится постоянно и состоит, как ­правило, из нескольких томов:

  • правоустанавливающие документы, подтверждающие права собственности на объект (помимо договоров приватизации или купли-продажи, договоров на строительство / ремонт / реконструкцию, актов о приемке / вводе в эксплуатацию, свидетельств о праве собственности, выписок из реестра и т.п. обязательна выписка / справка БТИ об официальном адресе каждого объекта недвижимости);
  • техническая документация (текстовое и техническое описание объекта, фото, чертежи, планы, инженерные схемы, руководства по эксплуатации и т.п.);
  • договоры с подрядчиками об эксплуатации и обслуживании объектов недвижимости и прилегающих территорий;
  • договоры аренды (систематизируются по алфавиту названий компаний-арендаторов, или по торговым площадкам объекта, или по срокам аренды) и первичные учетные / расчетные документы по их исполнению.
Читайте ответ на вопрос про адрес на нашем сайте

Таким образом, досье формируется как многотомный комплекс документов, причем для арендодателя документы всего комплекса выполняют функцию доказательства законности и прозрачности его основной деятельности и должны иметь постоянный срок хранения.

Кроме того, при определении сроков хранения необходимо учитывать, что договоры и первичные учетные документы по их исполнению в случае камеральных налоговых проверок должны быть предъявлены за любой период деятельности организации. Документы, связанные с амортизацией объекта недвижимости, организация-арендодатель должна иметь с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете еще 4 года. Например, срок полезного использования здания как основного средства – 31 год, после его окончания отсчитываем еще 4 года (согласно Налоговому кодексу РФ) и получается, что храниться документы должны в течение минимум 35 лет.

Если организация-арендодатель не собирается изменять свою основную деятельность, то досье по объектам недвижимости, договоры аренды и документы по их исполнению рекомендуем хранить в течение всего срока деятельности организации.

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  2 голоса

Тематика:

1 комментарий
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
читатель, 31 октября 2016 14:45

т.е. Договоры аренды хранят постоянно для того, чтобы доказать законность и прозрачность основной деятельности организации, а если их уже очень много и места нет? На протяжении 20 лет в нашей организации договоры не были востребованы ни разу.

+1

Ответить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.