В продолжение темы автор раскрывает особенности учета товара на стадии его реализации, процедуру возврата товара поставщику. Приводится алгоритм действий всех сотрудников торгового предприятия, участвующих в данных процессах.
В прошлых номерах мы рассмотрели основные понятия, связанные с деятельностью торговых организаций, действия сотрудников, связанные с приемкой товара, особенности оформления приходных накладных, контроль и перемещение товаров «группы риска» и продукции собственного производства. В этом номере мы продолжаем рассматривать тему учета товародвижения.
Учет товара на стадии его реализации
Прежде чем приступить к раскрытию темы, напомним, что большинство положений статьи приведено на примере учета товародвижения в рамках отдельной сети торговых объектов. Тем не менее они вполне актуальны для торговых объектов практически любого формата, – магазинов «у дома», дискаунтеров, минимаркетов, супермаркетов и т.д. При этом если в вашем торговом объекте нет должности, упоминаемой в статье, функции данного лица можно возложить на другого сотрудника или взять на себя. Также могут быть упрощены в целом и схемы учета товародвижения, вплоть до исключения некоторых, рассмотренных в настоящей статье этапов.
Учет реализации товара через кассу
Розничная реализация товара учитывается посредством контрольно-кассового аппарата, путем считывания его штрих-кода. Кассиру запрещается идентифицировать товар любым другим способом, кроме как с помощью штрих-кода.
Реализация товара по расходной накладной (по безналичному расчету)
Способ реализации товара по безналичному расчету менее распространен в торговых объектах небольшого формата, однако, поскольку он все-таки применяется, думается, что данный раздел статьи является актуальным как для больших торговых объектов, так и для магазинов формата «у дома» или «дискаунтеров», особенно если они расположены в населенных пунктах, в которых отсутствуют гипер- или супермаркеты.
Реализация товара по безналичному расчету производится на основании договора на реализацию и платежного поручения клиента.
Заместитель заведующего секцией торгового объекта с представителем клиента набирают в торговом зале образцы продукции и предоставляют их оператору базы данных для создания расходной накладной. Сообщить оператору базы данных о количестве товара заместитель заведующего секцией может устно.
Оператор базы данных создает и заполняет расходную накладную на продукцию, отобранную клиентом. Спецификацию необходимо заполнять только по штрих-кодам предоставленного товара. В расходной накладной должны быть указаны:
- номер расходной накладной;
- дата расходной накладной;
- наименование клиента, которому продан товар;
- торговый объект, осуществляющий продажу товара;
- номер счета-фактуры;
- дата счета-фактуры;
- отсрочка платежа (проставляется автоматически из контракта);
- спецификация накладной (артикул и наименование отпускаемого товара);
- количество отпущенного товара;
- розничная цена;
- сумма в розничных ценах;
- ставка и сумма НДС.
Оформленная расходная накладная должна быть переведена в статус «отпущен полностью» старшим оператором (бухгалтером) торгового объекта после передачи товара клиенту и получения накладной с его подписью. Редактирование накладной оператором после присвоения накладной статуса «отпущен полностью» запрещается. Редактирование, в случае обнаружения ошибки, может производить только старший оператор (бухгалтер) торгового объекта.
После оформления документации заместитель заведующего секцией или иной, специально назначенный директором торгового объекта сотрудник (как правило, сотрудник подразделения службы безопасности) обязан проводить представителя клиента до выхода из торгового объекта и присутствовать при проверке накладной сотрудником службы безопасности поста «выход из торгового зала» или поста «дебаркадер». Если клиентом закуплено большое...