В предыдущих частях статьи в основном были рассмотрены положения, касающиеся непосредственно процедур, которые необходимо соблюдать для обеспечения должного уровня контроля и учета товародвижения. При этом по ходу статьи неоднократно упоминалось, что именно ошибки в учете товародвижения приносят львиную долю потерь торговым предприятиям. Причем для торговых предприятий небольшого формата зачастую это даже большая доля в процентном соотношении, чем для супер или гипермаркетов. Исходя из принципа «предупрежден — значит вооружен», в заключительной части мы рассмотрим типичные ошибки, допускаемые в ходе учета товародвижения.
Условно все ошибки, относящиеся к теме рассматриваемого вопроса, можно разделить на две категории:
- Ошибки, допускаемые персоналом в ходе обеспечения процессов, связанных с товародвижением в магазине.
- Ошибки, допускаемые персоналом в ходе учета товародвижения.
Говоря о проблеме потерь, вследствие ошибок в учете либо обеспечении процессов товародвижения в целом, следует акцентировать внимание на вопросе, касающемся магазинов (в первую очередь – продовольственных) небольших форматов. Имеется в виду достаточно часто встречающаяся практика, когда собственные ошибки персонал пытается скрыть от руководства или владельца торгового объекта, при этом совершая уже умышленные действия, влекущие, в свою очередь, потери магазина.
В первой части статьи мы приводили пример того, к чему может привести некорректный заказ товара поставщику: если ответственный менеджер магазина произвел заказ не проведя (либо проведя некорректно) анализ товарных остатков, динамики среднесуточной реализации по конкретным товарным позициям, в результате чего товара было заказано больше, чем его возможно реализовать в пределах срока годности, остатки товара (особенно при отсутствии соответствующих договоренностей по возврату с поставщиком) с истекшим сроком годности придется утилизировать. Соответственно, эта ошибка ведет к прямым потерям. С решением данной проблемы многим приходилось и, к сожалению, приходится сталкиваться, когда они выступают в качестве покупателей: товар с истекшим сроком годности просто-напросто пытаются «по-тихому» реализовать.
Такая позиция может говорить лишь о недальновидности менеджеров, старающихся таким образом «прикрыть» свои огрехи. В условиях конкурентного рынка имиджевая составляющая торгового объекта, – а это и качество обслуживания, и качество товаров (в том числе отсутствие «просрочки»), и их ассортимент, и множество других факторов, – могут повлиять не только на потерю определенного сегмента покупательского потока (фактически – те же потери, выражающиеся в неполученной прибыли), но и в целом на «выживаемость» конкретного торгового объекта.
Совет собственникам мелкого и среднего бизнеса в сфере реализации продовольственных товаров – не раздумывая избавляться от подобных «радетелей» за выручку магазина. Данный пример приведен в первую очередь для того, чтобы была понятна необходимость оценки потерь торгового предприятия комплексно, с учетом всех возможных направлений работы по их выявлению и минимизации....