Предпринимателям, арендующим торговое место на рынке, важно знать, какую форму договорных отношений лучше выбрать, поскольку от этого зависит объем их прав и обязанностей. Статья раскроет все нюансы возможных договоров.
Для реализации своих товаров, выполнения работ или оказания услуг на розничных рынках предприниматели должны заключить договор на предоставление торгового места. Такой договор заключается с управляющей компанией, которая контролирует соответствующий розничный рынок и предоставляет коммерсанту право в течение оговоренного в нем срока заниматься торговлей. Договор на предоставление торгового места может быть заключен как по модели аренды, так и по модели возмездного оказания услуг. От выбора договора зависит объем прав и обязанностей бизнесмена и управляющей компании, поэтому чтобы надежно закрепиться на рынке и спокойно заниматься торговлей, предприниматели должны разбираться в обеих моделях и затем сделать правильный выбор.
Если закон умалчивает
Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ) не устанавливает особую модель договора на предоставление торгового места. Он лишь закрепляет перечень обязательных сведений, которые должны быть сообщены предпринимателем для его заключения (ч. 3 ст. 15 Закона № 271-ФЗ). К ним относят:
- ФИО коммерсанта, место его жительства, данные документа, удостоверяющего личность, ЕГРНИП;
- ИНН;
- срок предоставления торгового места и цели его использования;
- перечень всех привлекаемых им продавцов для работы и сведения о них;
- если заявителем является товаропроизводитель, то сведения о нем.
Управляющая рынком компания до предоставления продавцу торгового места на рынке обязана разработать и утвердить по согласованию с уполномоченными органами схему размещения торговых мест. Своим клиентам торговые места на рынке она предоставляет в соответствии с данной схемой.
Торговым местом является лоток, киоск, павильон, палатка и другой подобного рода торговый объект, через который предприниматель может вести торговлю своей продукцией. При этом в качестве предмета договора может выступать только само торговое место в целом, а не его отдельная часть, поскольку закон такой возможности не предусматривает (постановление ФАС Московского округа от 16.08.2012 по делу № А41-469/11).
Соответственно, в договоре на предоставление торгового места обязательно нужно максимально индивидуализировать торговое место. Для этого следует указать его вид (например, торговый павильон), номер (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.2011 по делу № А70-8826/2010), место на рынке в соответствии со схемой размещения торговых мест, выкопировку из которой в части предоставляемого торгового места можно сделать приложением к договору, а также адрес соответствующего рынка. В противном случае договор на предоставление торгового места не может считаться заключенным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.12.2009 по делу № А38-935/2009).
В договоре необходимо указать, на какой срок предоставляется торговое место, какие платежи причитаются в пользу управляющей компании и каков порядок их внесения, ответственность сторон за нарушение договора, а также иные условия по усмотрению сторон (ст. 421 ГК РФ).
Договор на предоставление торгового места, заключаемый между управляющей компанией и предпринимателем, должен быть оформлен в...