Предпринимателям, которые пользуются услугами инкассаторов важно знать, что организации, занимающиеся инкассацией, обычно предлагают заключить договор по своей типовой форме. Однако она, чаще всего, содержит немало невыгодных для клиента условий. Это и ограничение ответственности инкассаторской организации, и установление платы за отказ клиента от договора, и упрощенное подтверждение факта оказания услуг. А между тем сама инкассаторская организация может не иметь достаточную оснащенность средствами охраны, что ведет к риску утраты ценностей клиента. Выясним, какие нюансы необходимо учитывать, подписывая договор на инкассацию.
Инкассация представляет собой услугу по перевозке денег, драгоценных металлов и иных материальных ценностей, которую оказывает банк или другая специализированная организация. Любая служба инкассации для сотрудничества предлагает всегда только свой типовой договор. Однако в условиях высокой конкуренции, падения спроса и стремления клиентов оптимизировать затраты можно настаивать на изменении предлагаемых типовых договоров. О том, какие именно условия клиентам следует включить в договор, мы расскажем в статье.
Услуга инкассации
Инкассация проводится для транспортировки денежной наличности, документов или иных ценностей из торговой точки или офиса в банк. Инкассатор по договоренности с заказчиком может не только доставлять ценности в банк, но наоборот, забирать их из банка для проведения наличных расчетов с его клиентами, поставщиками и сотрудниками либо перевозить их между подразделениями заказчика.
Инкассация включает в себя целый комплекс операций: подготовка денег, ценных бумаг, документов и иных материальных ценностей к инкассации, передача их инкассатору, транспортировка инкассатором полученных ценностей в кредитную организацию, зачисление денег на счет клиента.
Для увеличения привлекательности своих услуг организации, которые занимаются инкассацией (далее – инкассаторы), зачастую предоставляют своим клиентам дополнительные сервисы, среди которых:
- доставка разменной денежной наличности в офис и торговые точки клиента;
- срочное (вне графика) проведение инкассации;
- предоставление материалов видеофиксации процесса пересчета денежной наличности;
- консультирование по всем возникающим вопросам;
- возможность предварительно заказать необходимую сумму с покупюрной разбивкой (обычно для выплаты зарплаты) и др.
Такие услуги позволяют клиенту сделать более взвешенный выбор инкассатора.
Перед заключением договора
Перед заключением договора с инкассатором необходимо удостовериться в наличии сведений о нем в ЕГРЮЛ. Для этого можно воспользоваться сайтом налоговой службы – www.nalog.ru. Кроме того, целесообразно оценить деловую репутацию инкассатора и его руководителей, ознакомиться с отзывами клиентов, а также опытом работы инкассатора на рынке; выяснить, имеется ли лицензия на ведение инкассаторской деятельности. Также нужно убедиться, что работники инкассатора имеют разрешительные документы на оружие.
Для проверки инкассатора заказчик также может использовать общедоступные базы судебных актов (например, картотеку арбитражных дел – www.arbitr.ru). С их помощью можно проверить, в каких спорах участвует инкассатор, предъявлялись ли к нему требования со стороны других клиентов в связи с нарушением договоров. Используя ресурс http://fedresurs.ru, клиент сможет выяснить, не возбуждены ли в отношении инкассатора дела о банкротстве и др.
Необходимо также выяснить оснащенность:
- инкассатора – специальным оборудованием (средствами радиосвязи, переговорными устройствами и т.п.) и сертификатами соответствия на него;
- спецавтомобиля – средствами тревожной сигнализации, видеорегистрации, проблесковым маяком бело-лунного цвета и специальным звуковым сигналом и др. (глава 2...