В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Указанные документы (информация) могут также истребоваться при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Эту норму необходимо рассматривать во взаимосвязи с положением подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Отметим, что Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не возлагает на индивидуальных предпринимателей (далее также – предприниматели) обязанность по ведению бухгалтерского учета (смотрите в связи с этим письма Минфина России от 13.08.2012 № 03-11-11/239, от 17.07.2012 № 03-11-10/29). Согласно п. 2 ст. 4 этого Федерального закона граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
Положения главы 26.3 НК РФ не обязывают предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД), вести учет доходов и расходов при осуществлении предпринимательской деятельности. Как следует из п. 6 ст. 346.26, п. 2, 9 ст. 346.29 НК РФ, плательщик ЕНВД обязан вести учет показателей, необходимых для исчисления этого налога, относящихся к видам деятельности, подпадающим под систему налогообложения в виде ЕНВД. Отсюда следует, что при проведении налоговой проверки налоговым органом могут быть запрошены документы, подтверждающие обоснованность применения системы налогообложения в виде ЕНВД и правильность исчисления налога (смотрите также определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.04.2012 № 33-4724/2012). Такими документами могут быть, например, планы помещений, в которых ведется розничная торговля, а также договоры аренды (документы, подтверждающие право собственности на помещение) и иные документы, в которых указан метраж данных помещений.
Однако документы, подтверждающие размер полученного предпринимателем дохода и понесенных им расходов при осуществлении деятельности, облагаемой ЕНВД, к документам, предусмотренным подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, отношения не имеют, так как не являются необходимыми для исчисления и уплаты этого налога. В частности, к таким документам не относятся договоры (если их содержание непосредственно не связано с учетом показателей, необходимых для исчисления налога), акты выполненных работ (оказанных услуг), товарные накладные. Поэтому предоставлять такие документы по требованию налогового органа предприниматель не обязан. Этот вывод можно подтвердить и судебной практикой (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.05.2005 № А47-3484/2005АК-31).
Вместе с тем следует отметить, что плательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операции (п. 5 ст. 346.26 НК РФ). Это требование распространяется и на предпринимателей (п. 1.1 Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»). Следовательно, предприниматели, в том числе плательщики ЕНВД, обязаны хранить в течение установленных сроков документы, относящиеся к расчетным и кассовым операциям (в частности, кассовые книги) (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», п. 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).
Кроме того, предприниматели обязаны обеспечивать в течение четырех лет сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, при исполнении ими обязанностей налоговых агентов (подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Добавим, что суды рассматривают правомерность привлечения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ с точки зрения обязанности этих лиц в соответствии с требованиями законодательства хранить соответствующие документы и предоставлять их по запросу налогового органа. Наличие такой обязанности при возникновении спора должен доказать налоговый орган (см. постановления ФАС СевероЗападного округа от 17.07.2008 № А56-5570/2007, ФАС Уральского округа от 13.09.2007 № Ф09-7439/07-С3).