Top.Mail.Ru

У ИП в собственности находятся грузовые автомобили. 20 из них участвуют в предпринимательской деятельности, 3 автомобиля выставлены на продажу и в предпринимательской деятельности не участвуют. Может ли ИП в этом случае применять ЕНВД?

Вопрос
У ИП в собственности находятся грузовые автомобили. 20 из них участвуют в предпринимательской деятельности по оказанию транспортных услуг. 3 автомобиля выставлены в исправном состоянии на продажу и в предпринимательской деятельности не участвуют. Налоговая инспекция требует представить документы на эти 3 автомобиля, которые выставлены на продажу и в грузоперевозках не ­участвуют. Имеет ли в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности по оказанию транспортных услуг?
Отвечает

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Учитывая, что в данном случае общее количество транспортных средств, предназначенных и фактически участвующих в предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, не превышает 20 (3 автомобиля из 23 выставлены на продажу и не используются при оказании указанных услуг), предприниматель вправе претендовать на применение системы ­налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Обоснование вывода:

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, ­предназначенных для оказания таких услуг.

В целях подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ под транспортными средствами следует понимать автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, ­легковые и грузовые автомобили).

В определении от 25.02.2010 № 295-О-О Конституционный Суд РФ указал, что применение системы налогообложения в виде единого налога связывается законодателем не с эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на транспортные средства.

Нормы НК РФ, равно как и приведенное определение, не разъясняют, как следует оценивать предназначенность транспортных средств для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов для целей подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Специалисты финансового ведомства неоднократно разъясняли, что в целях применения единого налога учитываются имеющиеся у налогоплательщика на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния (например, находящиеся в ремонте, простаивающие, находящиеся на консервации и т.п.), а также от характера их использования налогоплательщиком (например, используемые для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта) (смотрите, например, письма ­Минфина России от 21.07.2015 № 03-11-11/41907, от 23.10.2012 № ­03-11-09/79).

Солидарны с такой позицией и представители ФНС России, которые дополнительно указали следующее: определяющим критерием для перевода налогоплательщика на систему налогообложения в виде единого налога является количество транспортных средств, изначально находящихся у него в наличии. Согласно подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ данное количество транспортных средств не может превышать 20 единиц (письмо ФНС России от 20.11.2012 № ЕД-4-3/19535@).

Таким образом, согласно официальной позиции в случае, если общее количество принадлежащих налогоплательщику автотранспортных средств, которые могут быть использованы для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, превышает 20 единиц, то система налогообложения в виде единого налога им применяться не может (смотрите также письма Минфина России от 27.07.2015 № ­03-11-09/43179, от 06.07.2015 № 03-11-11/38756).

Полагаем, что применительно к анализируемой ситуации это указывает на невозможность применения предпринимателем системы налогообложения в виде единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке ­пассажиров и грузов.

Существуют и судебные решения, в которых судьи придерживались аналогичного подхода. Так, например, в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 № 05АП-10845/15 указано, что при определении предельного количества транспортных средств учету подлежит транспорт, независимо от характера его использования (хозяйственные нужды, в качестве служебного транспорта), эксплуатационного состояния (находящиеся на ремонте, на консервации, разукомплектованные, не прошедшие технический осмотр и др.), поскольку главным при определении возможности применения системы налого­обложения в виде единого налога является наличие соответствующего права на использование транспортных средств. Иного ст. 346.26 НК РФ, определяющая критерии возможности применения данной системы налогообложения, не устанавливает, и ее императивные положения не подлежат расширительному толкованию. Исключением является передача налогоплательщиком транспортных средств третьим лицам в безвозмездное пользование, в аренду и т.д., поскольку в таком случае у ­налогоплательщика отсутствуют признаки владения и пользования.

Однако в судах находит применение и иной подход к рассматриваемому вопросу, который основан на оценке предназначенности транспортных средств для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов не в принципе, а с учетом плановых и фактических целей их использования налогоплательщиком.

Так, например, оценивая правомерность применения налогоплательщиком системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, судьи ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 12.11.2013 № Ф08-6865/13 по делу № А32-9500/2012 при определении количества транспортных средств, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, не учли, например, грузовые автомобили, предназначенные для подвоза дизельного топлива для заправки собственных транспортных средств, для хранения масла в цистерне для собственных нужд, для выполнения хозяйственных работ (вывоз мусора, подвоз запчастей и агрегатов), закрепленные за авторемонтной мастерской для собственных хозяйственных служб. Отметим, что сферы использования транспортных средств, числящихся на балансе организации, были определены приказом директора организации, содержащим перечень автомобилей и конкретные цели их применения (смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.06.2013 № Ф01-9265/13 по делу № А29-8375/2012, Арбитражного суда ­Центрального округа от 10.02.2016 № Ф10-5132/15 по делу № ­А68-4023/2014).

На наш взгляд, существование разных подходов к применению подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ свидетельствует о наличии в нем неустранимых сомнений и неясностей, которые в силу п. 7 ст. 3 НК РФ подлежат ­толкованию в пользу налогоплательщика.

Таким образом, учитывая, что в данном случае общее количество транспортных средств, предназначенных и фактически участвующих в предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, не превышает 20 (3 автомобиля из 23 выставлены на продажу и не используются при оказании указанных услуг), полагаем, что предприниматель вправе претендовать на ­применение системы налогообложения в виде единого налога.

Однако данную точку зрения предприниматель должен быть готов ­отстаивать, в том числе в судебном порядке.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Должен ли ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», оплачивать дополнительно к фиксированной части взносов в ПФР 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб.?

Индивидуальный предприниматель – работодатель применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». Доход за 2015 год превышает 300 000 рублей. Им были оплачены взносы за себя в фиксированном размере в ПФР (18 610,80 руб.) и в ФФОМС (3650,68 руб.) в срок до 31.12.2015. Должен ли ИП оплачивать дополнительно к фиксированной части взносов в ПФР 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., или это касается только самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам?

Работодатель (ИП) сменил фамилию. Каким образом (и надо ли) внести какие-либо записи в трудовую книжку работника?

Индивидуальный предприниматель сдает в аренду два объекта в Московской области. В 2016 году ИП получил один патент на эти же два объекта. Как рассчитать страховые взносы в фиксированном размере?

Индивидуальный предприниматель сдает в аренду два объекта в Московской области. В начале 2015 года он получил патент на вид деятельности «Сдача в аренду (наем) нежилого фонда и земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности» на период с 01.01.2015 по 31.12.2015, а в июне 2015 года получил еще патент на тот же вид деятельности «Сдача в аренду (наем) нежилого фонда и земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности» на период с 01.06.2015 по 31.12.2015. При этом в 2016 году ИП получил один патент на эти же два объекта. Как рассчитать страховые взносы в фиксированном размере?

ИП арендует торговое место площадью 12 кв. м в кондитерском магазине в г. Санкт-Петербурге. На арендованном торговом месте продает приобретенную у производителей выпечку. Какой вид деятельности необходимо использовать для применения ИП ЕНВД?

ИП арендует торговое место площадью 12 кв. м в кондитерском магазине в г. Санкт-Петербурге. Есть договор аренды. ИП на арендованном торговом месте (с использованием прилавка) продает приобретенную у производителей выпечку (пироги, пиццу), в том числе на вынос. Кроме того (по желанию покупателей), он продает данные изделия порционно (разрезая их на части), приготовляет горячие напитки (чай, кофе) и создает условия для потребления выпечки и напитков на месте за установленным для этой цели столиком. В 2015 году ИП только продавал выпечку, возможность употребить выпечку на месте была организована в 2016 году. Какой вид деятельности необходимо использовать для применения ИП системы налогообложения в виде ЕНВД? Какой размер базовой доходности нужно использовать?

В какой форме должна быть выдана доверенность от ИП физическому лицу на представление его интересов в арбитражном суде – нотариальной или ­простой письменной форме, заверенной подписью и печатью ИП?

ИП получил беспроцентный заем от физлица: надо ли платить НДФЛ?

ИП, применяющий УСН, взял у физического лица денежные средства по договору беспроцентного займа. Нужно ли ИП начислять НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах?

Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров?

Организация заключила договор с индивидуальным предпринимателем на перевозку по заказу пассажиров из пункта «А» в пункт «Б». Пассажирами могут быть любые граждане, следующие в пункт «Б», и денег они за проезд не платят. Нужна ли лицензия ИП на перевозку этих пассажиров?

Вправе ли ИП использовать личную банковскую карту для поступления на этот счет денежных средств от предпринимательской деятельности?

У ИП открыт расчетный счет в банке, о чем поставлена в известность ИФНС. Коммерсант хочет сократить свои расходы за счет отказа от услуг банка и производить расчеты с заказчиком через личную банковскую карту. Правомерно ли, с точки зрения налогового законодательства, использование индивидуальным предпринимателем своего текущего счета в банке (открытого на физическое лицо) для поступления на этот счет денежных средств от ­предпринимательской деятельности? Надо ли информировать ИФНС об осуществлении расчетов по предпринимательской деятельности с использованием личной карты?