Top.Mail.Ru

ИП прекращает свою деятельность. Большую часть работников он хочет перевести в создаваемое ООО. Один из них − временно пребывающий на территории РФ гражданин Таджикистана. Необходимо ли извещать об этом трудовую инспекцию и другие инстанции?

Вопрос
ИП прекращает свою деятельность и планирует создать ООО, при этом он ­хочет перевести большую часть работников в ООО. Часть работников, которые трудятся у ИП, планируют уволиться по собственному желанию и устроиться на работу в ООО. При этом один из работников является временно пребывающим на территории РФ гражданином Таджикистана (не является высококвалифицированным специалистом). Необходимо ли извещать об этом трудовую инспекцию или какие-либо другие инстанции? Если это сделано не было, какие санкции могут быть наложены на организацию?
Отвечает

1. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом (ст. 80 ТК РФ). Также в рассматриваемой ситуации возможно увольнение работников по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ). В любое время после увольнения лицо вправе трудоустроиться к другому работодателю. По общему правилу законодательство не обязывает работодателя (ИП, ООО) уведомлять о таком решении работника (равно как и о самом ­факте увольнения) какие-либо государственные органы.

В то же время из вопроса следует, что трудовые отношения прекращаются, а впоследствии возникают также с иностранным работником. В этой связи необходимо учитывать следующее: обязанности работодателя, у которого на территории РФ трудится работник, являющийся гражданином иного государства или лицом без гражданства, определяются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № ­115-ФЗ) и ТК РФ с особенностями, установленными его главой 50.1.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты ­заключения или прекращения (расторжения) договора.

При этом отметим, что с 1 января 2015 г. положений, обязывающих работодателя направлять уведомление налоговому органу, органу исполнительной власти, ведающему вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации о заключении или растор­жении трудового договора с иностранцем, Закон № 115-ФЗ не содержит, за исключением п. 18 ст. 13.4 Закона № 115-ФЗ, в соответствии с которым работодатель обязан уведомлять, помимо территориального органа ФМС России, также и орган службы занятости населения о заключении или расторжении трудовых договоров с иностранными гражданами, ­обучающимися в РФ по очной форме.

Таким образом, если гражданин Таджикистана не обучается по очной форме, работодатель - ИП обязан уведомить только ФМС России (его территориальный орган) о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранцем, а работодатель - ООО обязан уведомить это же ­ведомство, но уже о заключении трудового договора с таким работником.

Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями абз. 3 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (далее – Приказ № 147).

Уведомление может быть направлено работодателем в территориальный орган ФМС России на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) (абз. 2 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, п. 6 ­приложения № 21 к Приказу № 147).

Также обращаем внимание, что в силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон № 109-ФЗ) физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признаются в отношении иностранца принимающей стороной. Следовательно, работодатель - ООО, как сторона, принимающая иностранца, должен поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган ФМС России в сроки, установленные ст. 20 Закона № 109-ФЗ (подп. 3 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано работодателем в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением (подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № ­109-ФЗ). Отрывную часть бланка переданного уведомления ­работодатель передает иностранцу (подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

2. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа ­исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 35 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

На наш взгляд, исходя из буквального прочтения данной нормы нарушение срока подачи уведомления может повлечь административную ответственность (по крайней мере, органы ФМС регулярно предъявляют соответствующие претензии работодателям).

Однако судебная практика пошла по иному пути: зачастую суды указывают, что составом указанного нарушения охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или прекращении (расторжении) трудового договора с таким работником. Таким образом, ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливается ответственность именно за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока (смотрите п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»; смотрите также постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.03.2012 № Ф05-1021/12 по делу № А40-76227/2011, Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.12.2012 № Ф05-14777/12 по делу № А40-67993/2012). Поэтому, если в рассматриваемом случае работодатель уведомит миграционный орган о заключении или расторжении трудового договора с иностранным работником, пусть даже с нарушением установленного законодательством трехдневного срока, то у него есть все шансы избежать административной ответственности (хотя не исключено, что для этого потребуется ­обращение за судебной защитой).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Должен ли ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», оплачивать дополнительно к фиксированной части взносов в ПФР 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб.?

Индивидуальный предприниматель – работодатель применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». Доход за 2015 год превышает 300 000 рублей. Им были оплачены взносы за себя в фиксированном размере в ПФР (18 610,80 руб.) и в ФФОМС (3650,68 руб.) в срок до 31.12.2015. Должен ли ИП оплачивать дополнительно к фиксированной части взносов в ПФР 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., или это касается только самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам?

Работодатель (ИП) сменил фамилию. Каким образом (и надо ли) внести какие-либо записи в трудовую книжку работника?

Индивидуальный предприниматель сдает в аренду два объекта в Московской области. В 2016 году ИП получил один патент на эти же два объекта. Как рассчитать страховые взносы в фиксированном размере?

Индивидуальный предприниматель сдает в аренду два объекта в Московской области. В начале 2015 года он получил патент на вид деятельности «Сдача в аренду (наем) нежилого фонда и земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности» на период с 01.01.2015 по 31.12.2015, а в июне 2015 года получил еще патент на тот же вид деятельности «Сдача в аренду (наем) нежилого фонда и земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности» на период с 01.06.2015 по 31.12.2015. При этом в 2016 году ИП получил один патент на эти же два объекта. Как рассчитать страховые взносы в фиксированном размере?

ИП арендует торговое место площадью 12 кв. м в кондитерском магазине в г. Санкт-Петербурге. На арендованном торговом месте продает приобретенную у производителей выпечку. Какой вид деятельности необходимо использовать для применения ИП ЕНВД?

ИП арендует торговое место площадью 12 кв. м в кондитерском магазине в г. Санкт-Петербурге. Есть договор аренды. ИП на арендованном торговом месте (с использованием прилавка) продает приобретенную у производителей выпечку (пироги, пиццу), в том числе на вынос. Кроме того (по желанию покупателей), он продает данные изделия порционно (разрезая их на части), приготовляет горячие напитки (чай, кофе) и создает условия для потребления выпечки и напитков на месте за установленным для этой цели столиком. В 2015 году ИП только продавал выпечку, возможность употребить выпечку на месте была организована в 2016 году. Какой вид деятельности необходимо использовать для применения ИП системы налогообложения в виде ЕНВД? Какой размер базовой доходности нужно использовать?

В какой форме должна быть выдана доверенность от ИП физическому лицу на представление его интересов в арбитражном суде – нотариальной или ­простой письменной форме, заверенной подписью и печатью ИП?

ИП получил беспроцентный заем от физлица: надо ли платить НДФЛ?

ИП, применяющий УСН, взял у физического лица денежные средства по договору беспроцентного займа. Нужно ли ИП начислять НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах?

Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров?

Организация заключила договор с индивидуальным предпринимателем на перевозку по заказу пассажиров из пункта «А» в пункт «Б». Пассажирами могут быть любые граждане, следующие в пункт «Б», и денег они за проезд не платят. Нужна ли лицензия ИП на перевозку этих пассажиров?

Вправе ли ИП использовать личную банковскую карту для поступления на этот счет денежных средств от предпринимательской деятельности?

У ИП открыт расчетный счет в банке, о чем поставлена в известность ИФНС. Коммерсант хочет сократить свои расходы за счет отказа от услуг банка и производить расчеты с заказчиком через личную банковскую карту. Правомерно ли, с точки зрения налогового законодательства, использование индивидуальным предпринимателем своего текущего счета в банке (открытого на физическое лицо) для поступления на этот счет денежных средств от ­предпринимательской деятельности? Надо ли информировать ИФНС об осуществлении расчетов по предпринимательской деятельности с использованием личной карты?