Ответ на этот вопрос интересует многих бизнесменов. Данный материал поможет вам разобраться, в каких случаях проводить аттестацию не обязательно, как должна действовать аттестационная комиссия, как правильно оформить необходимые документы и др.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» у индивидуального предпринимателя, использующего труд наемных работников, должна быть проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. По результатам аттестации работникам должны быть предоставлены гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Давайте разберемся, что это означает на практике.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок), устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.
Требования Порядка распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее – работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее – аттестующая организация), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.12.2012 № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 № 342н» были сделаны исключения для аттестации отдельных рабочих мест.
Так, в п. 4 Порядка внесены изменения о том, что аттестации подлежат рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники заняты исключительно на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Для чего проводится аттестация рабочих мест
Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Причем в положениях статьи 209 ТК РФ указано, что вредный производственный фактор – это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Из чего можно сделать вывод, что первоочередной целью аттестации рабочих мест является предотвращение воздействий вредных производственных факторов, которые могут привести к заболеваниям работников.
Создание аттестационной комиссии
Для проведения аттестации работодателем должна быть создана аттестационная комиссия, в состав которой включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации (п. 10 Порядка).
В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские и иные работники.
Поскольку индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», как правило, относятся к субъектам малого бизнеса, при проведении аттестации в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.
В соответствии с п. 11 Порядка состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.
Задачи аттестационной комиссии
Задачи аттестационной комиссии также определены Порядком (п. 12), к ним относятся:
- осуществление руководства и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
- формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организация их изучения;
- составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации;
- подготовка предложений по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- присвоение номера каждому рабочему месту;
- заполнение и подписание карты аттестации;
- подготовка предложений (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- по итогам аттестации разрабатывается план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в котором должны быть указаны источники финансирования мероприятий, сроки выполнения, исполнители, устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.
Аттестацию совместно проводят работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Следовательно, работодатель, прежде чем приступить к аттестации, должен заключить договор с аттестующей организацией.
Работодателю следует помнить, что аттестующей организацией может быть только юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации, на основании гражданско-правового договора. При заключении такого договора работодатель вправе потребовать документальное подтверждение аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Одним из требований проведения аттестации рабочих мест аттестующей организацией является ее независимость от работодателя, проводящего аттестацию.
Пунктом 8 Порядка установлены сроки проведения аттестации исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
Следовательно, после издания такого приказа аттестация считается начавшейся.
Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Работодателю следует помнить, что запрета на проведение внеплановой аттестации ранее срока, утвержденного законодательством, не имеется.
В соответствии с п. 13 Порядка оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:
- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- оценку травмоопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников СИЗ;
- комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Государственные нормативные требования охраны труда регламентированы ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации.
Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляется в соответствии с положениями разд. 3 Порядка.
Оформление результатов аттестации.
Отчет аттестационной комиссии
Пунктом 44 Порядка определено, что результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:
- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
- перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
- карты аттестации рабочего места по условиям труда, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда, с протоколами измерений и оценок (приложение № 3 к Порядку);
- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые в этой связи необходимо устанавливать работникам;
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);
- сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- заключение(-я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
- предписание(-я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Отчет об аттестации рабочих мест рассматривается аттестационной комиссией в течение десяти календарных дней с даты его поступления, затем она подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).
Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под личную подпись с результатами аттестации его рабочего места.
Извещение государственных органов о проведении аттестации
Порядком (п. 45) регламентирована обязанность работодателя после проведения аттестации в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с п. 46 Порядка документы, указанные выше, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.
Использование результатов аттестации
В соответствии с п. 3 Порядка результаты аттестации используются в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
- санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367);
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
При проведении аттестации рабочих мест необходимо помнить, что неправильная или недостоверная оценка условий труда, допущенная при проведении аттестации рабочих мест, в значительной степени влияет на состав и объемы компенсаций, предоставляемых работнику, поэтому имеет большое значение порядок и качество ее проведения.
Не следует забывать о роли государственной экспертизы условий труда, проводимой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».
При проведении государственной экспертизы оцениваются условия труда работников, претендующих на досрочную трудовую пенсию за работу во вредных, опасных условиях труда, правильность предоставления работникам компенсаций (повышенной оплаты труда, дополнительных отпусков и т.д.) за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Гарантии работникам, предоставляемые по результатам проведения аттестации
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации:
- сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
На работодателя возложена обязанность по обеспечению предоставления минимальных, т.е. установленных на законодательном уровне, гарантий и компенсаций.
Основным документом для работника, устанавливающим размеры повышения оплаты труда, продолжительность рабочего времени и количество дней дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, является трудовой договор. В этой связи можно сделать вывод, что по результатам аттестации рабочих мест в трудовые договоры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны быть внесены соответствующие изменения по соглашению сторон. В одностороннем порядке по инициативе работодателя условия трудового договора о видах и размерах компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (если работник выполняет свою трудовую функцию в указанных условиях) не могут быть изменены.
В виде исключения можно привести пример, когда в результате проведения аттестации рабочих мест они были усовершенствованы, и работодатель, в соответствии со ст. 74 ТК РФ, может стать инициатором внесения изменений в трудовой договор в связи с устранением вредных и (или) опасных условий труда.
В соответствии со ст. 163 ТК РФ к нормальным условиям труда относится производственная обстановка (способ производства), которой присущи:
- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки, оборудования;
- своевременное обеспечение работника технической и иной необходимой для работы документацией;
- своевременное обеспечение надлежащего качества материалами, инструментами, иными средствами и предметами, необходимыми для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
- условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Статьей 223 ТК РФ регламентирована обязанность работодателя:
- оборудовать для работников санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, для оказания медицинской помощи, для отдыха;
- создать санитарные посты с аптечками для оказания первой помощи;
- установить аппараты для обеспечения газированной соленой водой работников горячих цехов и участков.
Если работодателем улучшаются условия работы, но полностью факторы вредности и (или) опасности не устранены, то минимальные гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, должны быть сохранены, сокращению могут подлежать только увеличенные относительно установленных законом компенсации.
В соответствии с п. 52 Порядка ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.
Непроведение аттестации чревато штрафом по ст. 5.27 КоАП РФ. Его размер для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, составляет от 1000 руб. до 5000 руб.
Если предприниматель не провел аттестацию, то за его наемными работниками сохраняется право обратиться за защитой в Государственную трудовую инспекцию или судебные органы, чтобы обязать работодателя предоставить предусмотренные законодательством гарантии и компенсации при работе с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Образцы документов, оформляемых при проведении аттестации рабочих мест, также закреплены в приложениях к приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н.