Зачастую иностранцы в документах указывают одну специальность, например разнорабочий, а работают по другой, к примеру грузчиком на соседнем рынке. Однако временно пребывающий в нашей стране иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу / патенте. А работодатель не вправе его привлекать к трудовой деятельности. До недавнего времени в КоАП РФ ответственности за это не было, но теперь данная оплошность устранена.
Некоторые иностранцы нарушают российское законодательство, работая не по профессии, указанной в разрешении на работу или патенте. Теперь такие мигранты и их работодатели несут за это административную ответственность. Указанное новшество введено Федеральным законом от 29.06.2015 № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”».
Разрешенные профессии
Иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации требуется получать разрешение на работу или патент. Это следует из п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ). Данное правило не касается граждан, постоянно и временно проживающих в Российской Федерации (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Для лиц, прибывших из визовых стран, требуется получить разрешение на работу (абз. 16 п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).
С 2015 года лица, прибывшие из безвизовых стран, получают патент на работу (абз. 17 п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). При этом разрешения на работу, полученные до 2015 года, продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы, либо до их аннулирования. На это указано в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В целях проверки действительности разрешений на работу и патентов на официальном сайте ФМС России функционирует специальный сервис (URL: www.fms.gov.ru).
Гражданам стран – участниц Евразийского экономического союза не требуется получать разрешение и патент на осуществление трудовой деятельности (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). Участниками данного договора являются: Российская Федерация (с 01.01.2015), Республика Беларусь (с 01.01.2015), Республика Казахстан (с 01.01.2015), Республика Армения , Кыргызская Республика .
Зачастую иностранные работники в документах указывают одну специальность, например разнорабочий, а работают по другой, к примеру грузчиком на соседнем рынке. Однако временно пребывающий в нашей стране иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. А работодатель не вправе его привлекать к трудовой деятельности (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Как и ранее разрешение на работу необходимо получить высококвалифицированному иностранному специалисту (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).
С 30 июня 2015 года иностранным гражданам (в том числе высококвалифицированным специалистам) предоставлена возможность внесения изменений в сведения по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу либо патенте (абз. 2 п. 15 ст. 13.3, абз. 2 п. 17.1 ст. 13.5, абз. 2 п. 19.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).
Ответственность
Работодатели
Привлечение к трудовой деятельности иностранного работника по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 18.15 и примечание к ст. 18.1 КоАП РФ):
- на граждан – от 2000 до 5000 рублей;
- на должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и предпринимателей – от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Обратите внимание, что аналогичное нарушение, совершенное в Москве, Санкт-Петербурге, в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в повышенном размере (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ и примечание к ст. 18.1):
- на граждан – от 5000 до 7000 рублей;
- на должностных лиц – от 35 000 до 70 000 рублей;
- на юридических лиц и предпринимателей – от 400 000 до 1 000 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Причем, что наиболее важно: административная ответственность наступает в отношении каждого незаконно привлеченного к трудовой деятельности иностранного гражданина (п. 2 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ).
Обратите внимание: согласно примечанию к ст. 18.1 КоАП РФ, за рассмотренные выше нарушения индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица. Как видно из сумм штрафов, наказания эти очень суровые.
Работники
Иностранец за труд не по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте, будет оштрафован в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ). Если указанное нарушение совершено повторно в течение года, то штраф составит от 5000 до 7000 рублей и нарушитель будет выдворен из нашей страны (ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ).
Если первичное нарушение совершено в Москве, Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то штраф составит от 5000 до 7000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ).
Нанимать на работу иностранных граждан вправе только те работодатели, которые не имеют на момент заключения трудового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев (абз. 3 п. 1 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).