В соответствии с п. 1 ст. 358.15 ГК РФ залог прав акционера осуществляется посредством залога принадлежащих акционеру акций этого общества, залог прав участника общества с ограниченной ответственностью – посредством залога принадлежащей ему доли в уставном капитале общества в соответствии с правилами, установленными ГК РФ и законами о хозяйственных обществах. Если иное не предусмотрено договором залога доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, до момента прекращения залога права участника общества осуществляются залогодержателем (п. 2 ст. 358.15 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник общества вправе передать в залог принадлежащую ему долю или часть доли в уставном капитале общества другому участнику общества или, если это не запрещено уставом общества, с согласия общего собрания участников общества третьему лицу. Решение общего собрания о даче согласия на залог доли или части доли в уставном капитале, принадлежащих участнику общества, принимается большинством голосов всех участников, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом. Голос участника общества, который намерен передать в залог свою долю или часть доли, при определении результатов голосования не учитывается.
Как определено в п. 2 ст. 7 Закона об ООО, положения Закона об ООО распространяются на общества с одним участником постольку, поскольку Законом об ООО не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.
Безусловно, в обществе, состоящем из одного участника, получить согласие на передачу доли в залог третьему лицу просто фактически не у кого. При этом голос участника, решившего передать свою долю в залог, не должен учитываться. В информации Федеральной нотариальной палаты от 21.06.2010 «Обобщение вопросов, возникающих в нотариальной практике при применении отдельных норм Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”» в связи с этим отмечено следующее. Учитывая установленные Законом об ООО особенности организации деятельности общества, состоящего из одного участника, можно прийти к выводу, что положения п. 1 ст. 22 Закона об ООО о порядке оформления согласия на передачу в залог доли в уставном капитале общества третьему лицу не могут применяться к обществам, состоящим из одного участника. В этом же документе отражено также, что решение о передаче в залог третьему лицу доли в уставном капитале общества, состоящего из одного участника, принимается этим участником единолично в порядке, установленном ст. 39 Закона об ООО.
Анализ судебной практики показывает, что соответствующее волеизъявление единственного участника на передачу доли (части доли) в залог третьему лицу может найти свое выражение и непосредственно в договоре залога.
В постановлении ФАС Московского округа от 28.09.2011 № Ф05-9517/11 сказано, что доводы кассационной жалобы о неприменении судами ст. 22, 25 Закона об ООО, об отсутствии решения единственного участника общества об одобрении сделки были рассмотрены судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Апелляционный суд указал, что договор залога был заключен единственным участником общества, соответствующее волеизъявление ответчика как единственного участника общества было надлежащим образом выражено в договоре залога (см. также кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.09.2011 № 33-12991/2011).
При этом единственному участнику, решившему передать в залог свою долю (часть доли) в уставном капитале ООО стоит помнить об иных требованиях, установленных положениями ст. 22 Закона об ООО. В частности, о необходимости нотариального удостоверения договора залога.
Александр Иванов,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ