Можно ли заключить с руководителем юридического управления договор о полной индивидуальной материальной ответственности в отношении нематериальных активов?

Вопрос
Сотрудник занимает в организации должность руководителя юридического управления. Можно ли заключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности в отношении нематериальных активов (а именно, исключительных прав на товарные знаки, промышленные образцы, полезные ­модели и другую интеллектуальную собственность, принадлежащую ­компании)?
Отвечает

В описанной в вопросе ситуации с работником не может быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности в отношении указанных результатов интеллектуальной ­деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться в целях возмещения работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, если они непосредственно обслуживают или используют денежные, товарные ценности или иное имущество.

Полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания относятся к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, на которые признаются интеллектуальные права, включая исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (п. 1 ст. 1225, ст. 1226 ГК РФ).

Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, зарегистрированное в установленном законом порядке, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (п. 1 ст. 1477, ст. 1479 ГК РФ). То есть основная функция товарного знака – это способность отличать товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от однородных товаров и услуг других ­юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству (п. 1 ст. 1351 ГК РФ), а в качестве промышленного образца – решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства (п. 1 ст. 1352 ГК РФ).

В силу ст. 128 ГК РФ охраняемые результаты интеллектуальной деятельности не относятся к имуществу и представляют собой самостоятельный объект гражданских прав. По существу они являются нематериальными объектами гражданских правоотношений (определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 № 269-О-О). Ими невозможно обладать физически как вещью, их невозможно вверить работнику на основании ­письменного договора или по разовому документу. Поэтому на работника не может быть возложена материальная ответственность за «сохранность» таких объектов. При этом тот факт, что указанные охраняемые результаты интеллектуальной деятельности признаются нематериальным активом и согласно данным бухгалтерского учета имеют стоимостную оценку, не имеет правового значения, поскольку отнесение товарного знака к нематериальному активу и определение его стоимости необходимы для принятия его к ­бухгалтерскому и налоговому учету.

Более того, постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее – Перечень должностей). Письменные договоры о полной материальной ответственности заключаются только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне должностей (ч. 2 ст. 244 ТК РФ, смотрите также письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1). Выполнение трудовой функции с использованием ценного для работодателя имущества само по себе не дает работодателю права заключить с работником договор о полной материальной ответственности. Бремя доказывания правомерности заключения с работником договора о полной материальной ответственности возлагается на работодателя (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность ­работников за ущерб, причиненный работодателю»).

Поскольку из обстоятельств, указанных в вопросе, следует, что сотрудник занимает должность и выполняет работу, не указанную в Перечне должностей, заключение договора о полной материальной ответственности с данным работником в рассматриваемой ситуации неправомерно. При этом необходимо иметь в виду, что если же договор о полной материальной ответственности будет подписан с этим работником, такой договор не может являться основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности (определение Верховного Суда РФ от 19.11.2009 № 18-В09-72).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Нужно ли оформлять командировку при работе по внутреннему совместительству (подразделение в другом городе), если командировка оформлена по основному месту?

Работника, занимающего основное место в организации, также принимают в обособленное подразделение по внутреннему совместительству в другом городе. Нужно ли оформлять командировку при работе по совместительству, если командировка будет оформлена по основному месту?

Инженер по охране труда хочет уволиться по собственному, выяснилось, что он не выполнял свои обязанности. Каковы действия работодателя?

Сотрудник (инженер по охране труда и промышленной безопасности) подал заявление об увольнении по собственному желанию. Но выяснилось, что он не выполнял свои должностные обязанности. Не проводил инструктажи по технике безопасности вновь трудоустроенным сотрудникам, не оформлял должной документации несколько месяцев. Работник на данный момент не имеет дисциплинарных взысканий. Как заставить работника выполнить свои должностные обязанности? Каковы действия кадровой службы, работодателя?

Нужно ли подписывать новые должностные инструкции с работниками присоединяемой организации или можно сохранить их действие при присоединении?

В компании планируется реорганизация (в форме присоединения). Должности и трудовые обязанности работников сохраняются, функционал одинаковый с присоединяемой организацией. Нужно ли будет подписывать новые должностные инструкции с работниками присоединяемой организации или можно сохранить их действие при присоединении?

Положен ли работнику дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день по внутреннему совместительству?

Сотрудник работает по должности «лаборант» на 1,5 ставки (одна ставка – основная работа, полное рабочее время, полставки – внутреннее совместительство), график работы – 5/2. Согласно коллективному договору для указанной должности положен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день – 3 календарных дня. Работнику предоставлялся данный вид отпуска по обеим должностям. Положен ли работнику дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день по внутреннему совместительству?

Сколько раз в течение года работодатель имеет право привлекать сотрудника к работе в выходной день?

Должна ли организация выплачивать вместе с отпускными заработную плату за отработанные в текущем месяце дни?

Сотрудник идет в ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в середине месяца (с 19-го числа). Должна ли организация выплачивать вместе с отпускными заработную плату за отработанные в этом месяце дни?

На какую ставку может быть принят сотрудник на работе по внешнему совместительству, если по основному месту работы он трудится на 0,5 ставки?

Работник трудится по основному месту работы на 0,5 ставки. Может ли этот работник быть принят по внешнему совместительству в другую организацию на 0,75 ставки, или он может быть принят по внешнему совместительству не более чем на 0,5 ставки?

Может ли лицо, которое помимо основной работы выполняет в другой организации работу в качестве внешнего совместителя, работать больше, чем на полставки (50% рабочего времени) по каждому из мест работы?