Поговорим о том, как научиться грамотно отказывать кандидату, не подошедшему на определенную должность. Дадим рекомендации по составлению письма-отказа на стадии получения резюме, а также после собеседования, причем не одного, а нескольких.
Статистика неумолима: абсолютное большинство соискателей, обратившихся к ИП в поисках работы, получают отказ. Рассмотрим стандартные ситуации, когда предпринимателю нужно написать письмо-отказ, в какой форме его подготовить и каким образом доставить несостоявшемуся работнику.
Любой соискатель, которому отказали в трудоустройстве, имеет право обратиться к несостоявшемуся работодателю с вопросом «Почему?». Вопрос должен быть задан письменно. В ответ работодатель в течение семи рабочих дней с момента получения запроса должен представить письменный же ответ (ст. 64 ТК РФ). Загвоздка в том, что ответ должен быть написан таким образом, чтобы, даже отправившись в суд, непринятый кандидат не навлек на бизнесмена проблемы.
Отказ на стадии получения резюме
Это самый безобидный в плане отказа диалог между работодателем и соискателем и одновременно самый редкий. Мало кто из ИП реагирует на поток резюме, который обрушивается на него при публикации вакансии, и большинство отправителей никогда не получат даже сообщения о том, что резюме доставлено. Если же практика ответа, пусть и шаблонного, входит в hr-политику, то он обычно направляется в форме электронного письма.
Даже отказа как такового здесь можно избежать, особенно если человек ведет «холодный» поиск работы и предлагает свои услуги предпринимателю, который не публиковал интересующую его вакансию. Гораздо проще и эффективнее дать понять соискателю, что его резюме принято и просмотрено и, как только появится подходящая работа, с ним свяжутся. Тем более что такой подход к поиску персонала эффективен и способен сэкономить массу времени.
Ответ на присланное резюме в этом случае должен обладать следующими характеристиками:
- быть нейтральным, что означает: мы не приглашаем вас на работу прямо сейчас, но и не отказываем, не исключая сотрудничества в будущем;
- быть доброжелательным – нужно поблагодарить соискателя за проявленный к вакансии или компании интерес;
- быть завершенным, чтобы в голове соискателя напротив соответствующего потенциального работодателя появилась галочка – резюме отправлено, получено, просмотрено.
Приведем пример такого ответа.
Пример 1. Электронное письмо в ответ на присланное резюме
Ответ на резюме соискателей – это процесс, который может быть автоматизирован. Многие размещают открытые вакансии на своих сайтах, и здесь же находится форма для отправки резюме. Такая форма подразумевает сообщение-ответ на получение файла. Обычно это стандартный текст с благодарностью за обращение в духе «мы вам позвоним». Рекомендуем дополнить этот формальный ответ реквизитами подписи ИП, иными словами персонализировать его, чтобы у соискателя не было ощущения, что он общается с сайтом-роботом. Фамилия «живого человека» в конце короткого текста уменьшит это впечатление.
Пример 2. Автоматическое электронное сообщение в ответ на отправку резюме на сайте
Отказ на стадии первого собеседования
Самая распространенная ситуация: человек прислал резюме и явился на собеседование к индивидуальному предпринимателю. Последний, переговорив с соискателем, сделал вывод: он не подходит. На этой стадии рекрутеру пропадать уже нельзя: это непрофессионально и, по крайней мере, невежливо по отношению к кандидату. Положительный или отрицательный, но ответ человек получить должен.
В этой ситуации будет достаточно и электронного сообщения. Только, в отличие от предыдущего письма, здесь будет содержаться именно отказ. Все остальное – благодарность за уделенное время, легкий и доброжелательный тон текста и возможность сотрудничества в будущем – остается без изменений. Причин отказа объяснять не нужно, так же как и не нужно вводить в текст письма извинения и обильные сожаления по этому поводу.
Пример 3. Электронное письмо-отказ
Обратите внимание: это письмо не может быть признано письменным объяснением отказа в трудоустройстве по причине того, что прислано по электронной почте, а юридическая сила электронной переписки, по мнению российских судов, весьма эфемерна.
Возможно, соискатель в ответ на это письмо потребует настоящего письменного объяснения. Что ж, это его право. О том, как написать официальное письмо-отказ, мы поговорим ниже.
Отказ «за секунду» до трудового договора
Пожалуй, это самая неприятная ситуация для обеих сторон. Кандидат успешно прошел первичное собеседование и тут «сверху» приходит указание: отказать. Причины могут быть какие угодно, а результат один: представитель бизнесмена должен сообщить соискателю о том, что сотрудничество с ним не состоится.
Первое, что обычно делают кадровые сотрудники в таких случаях – отправляют соответствующее сообщение по электронной почте и только надеются, что оно удовлетворит несостоявшегося коллегу. Как и в предыдущей ситуации, в этом письме не нужны пространные рассуждения и извинения. Достаточно просто озвучить факт: мы не можем предложить вам эту должность.
Письменный запрос об объяснении причин отказа в трудоустройстве, скорее всего, поступит именно в этой ситуации, хотя возможен и в предыдущей, когда человек получает отказ после первичного собеседования.
Официальное письмо-отказ
Единственное и главное требование к письменному отказу – он должен быть законным. А законные основания отказа в приеме на работу – это, во-первых, отсутствие у соискателя необходимых деловых качеств, а, во-вторых, то, что соискатель относится к категории граждан, прием которых именно на эту вакансию запрещен законодательно. Например, с несовершеннолетним гражданином нельзя заключить договор о полной материальной ответственности, следовательно, на вакансию, подразумевающую заключение такого договора, принять его не получится, каким бы идеальным кандидатом он ни оказался.
Что касается отсутствия необходимых деловых качеств, то при отказе на этом основании недостающие качества нужно четко проговорить и, по возможности, сослаться на документ, в котором описаны требования к кандидатам на вакансию.
Письмо-отказ оформляется на бланке для писем. Его подписывает индивидуальный предприниматель или должностное лицо, которое уполномочено принимать на работу. Письмо проходит стандартную делопроизводственную процедуру для исходящих документов, в частности:
- готовится в двух экземплярах: основном для адресата и визовом, который будет помещен в дело;
- ИП подписывает оба экземпляра письма;
- после подписания письмо проходит регистрацию в общем порядке.
Что касается формы доставки письма адресату, то нужно выбрать такой способ, чтобы в случае суда однозначно можно было доказать: письмо было передано несостоявшемуся работнику лично в руки. К таким способам относится, во-первых, личная передача – человек должен прийти, получить письмо и расписаться в этом на визовом экземпляре, во-вторых, отправка заказного письма с уведомлением о вручении. Конверт с письмом будет выдан сотрудником почтового отделения при предъявлении получателем паспорта, а бизнесмену вернется подтверждение с его подписью. К услугам экспресс-почты прибегать не рекомендуется главным образом из-за того, что не все компании, оказывающие эти услуги, могут подтвердить доставку отправления юридически значимым документом.
Пример 4. Письмо-отказ в трудоустройстве в ответ на запрос соискателя
Отказать с пользой
Цель рекрутера не только закрыть вакансию, но и сформировать собственную базу данных резюме специалистов в различных областях. Будет ли использоваться этот справочник внутри компании или собирается исключительно «для себя», поскольку у рекрутера большие планы на собственное профессиональное развитие, не так важно.
Ведь если сегодня мы ничего не можем предложить достойному специалисту в своей области, это не означает, что завтра для него не найдется подходящей работы.