Top.Mail.Ru

Что такое soft skills, и почему они становятся более важными, чем hard skills

В последнее время довольно часто в деловой практике мы слышим термин soft skills. Ориентацию на то, чтобы у персонала были прокачаны эти самые soft skills, можно смело назвать одним из самых ярко выраженных трендов. Остается только разобраться, что же означает этот термин, с чем связана его востребованность и каким образом прокачивать столь актуальные сейчас «гибкие навыки».

Откуда появились термины hard skills и soft skills

Если мы говорим о soft skills 1, то мы никак не можем обойти вниманием и определение hard skills 2, так как именно эти понятия чаще всего на слуху и даже вступают в своеобразную борьбу за обладание первым местом по востребованности при оценке персонала.

К сведению

Понятия «hard skills» и «soft skills» впервые были употреблены в далеком 1959 году в военной терминологии. В процессе отработки научного подхода к подготовке военных, несущих службу в армии США, был сделан вывод, что для военнослужащих ключевое значение имеют не только исключительно профессиональные навыки (обозначенные как «hard skills»), но некие универсальные компетенции, которые не входят в курсы обучения (их назвали «soft skills»). Уже в 1968 году так называемая Система проектирования военной подготовки поясняла, что hard skills представляют собой навыки работы с машинами, а soft skills – с людьми и документацией. После этого термины закрепились, однако со временем существенно трансформировались и перешли в широкое употребление и в экономике, и в психологии, и в управленческих технологиях. Не могла не повлиять на быстрое распространение этих понятий и модная аналогия с компьютерной терминологией «hardware» (компьютерное «железо») и «software» (программное обеспечение).

Сегодня в тренинговой практике, а также в кадровом деле очень популярным является понятие «soft skills». Топ-менеджмент все чаще требует от кадровой службы, чтобы работники обладали этими компетенциями. Но при этом сам понятийный аппарат на данный момент находится в состоянии разработки. Давайте разберемся, чем вызван столь повышенный интерес к термину «soft skills», а также резкая востребованность «гибких навыков».

К сведению

В 2016 году на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе докладчики озвучили ключевые навыки, которые будут востребованы рынком труда в долгосрочной перспективе. Аналитические данные показали, что такими навыками являются soft skills (гибкие навыки) в противовес hard skills (жестким навыкам), более актуальным до настоящего времени.

Позже, 21 октября 2017 года президент РФ Владимир Путин на презентации сессии «Молодежь 2030. Образ будущего», проходящей в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов, произнес следующую речь: «Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления». Помимо этого В. Путин заявил, что будущее будет за теми людьми, кто сможет сочетать в себе различные знания и навыки, умеет их комбинировать и продолжает накапливать их в течение жизни. А абсолютные конкурентные преимущества, согласно прогнозу президента, получат люди, способные не только думать по-современному, но и владеющие навыком накопления знаний из совершенно разных областей, их комбинации и эффективного применения для решения разных типов задач. Путин обратил особое внимание на то, что такие люди отличаются тем, что вырабатывают для себя особые маршруты по приобретению новых знаний в течение всей жизни.

Разбираемся с терминологией: hard skills

Как видите, soft skills и их значение для любого профессионала сложно недооценить. Тем не менее понятие soft skills требует пояснения и расшифровки.

Сразу подчеркнем, что смысл и значение слова «навык» в русском языке имеют существенные отличия от английского слова «skill», которое употребляется на мировых форумах. В русском языке «навык» – это умение, которое создается привычкой, а также деятельность, доводимая до автоматизма путем повторения. Очень часто термин «навык» в профессиональной лексике дополняют понятием «компетенция». Компетенция же – это круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, опытом и познанием, характеристика его готовности применять на практике свои знания и умения, а также личностные качества профессионала в практической деятельности.

В английском варианте термин «skill» имеет иную смысловую нагрузку. Он означает способность выполнения человеком задачи с заранее предопределенным результатом. То есть английское определение значительно шире русского термина «навык», потому что являет собой некую компиляцию значений русских слов «навык» и «компетенция». Соответственно, при описании самих soft skills (гибких навыков) корректнее говорить именно о «скилах», нежели о «навыках». Поэтому именно слово «skill» и используется в описании профессиональных требований экономики будущего к работникам и соискателям. Таким образом, если вы употребляете понятие «гибкие навыки», важно подразумевать при этом весь понятийный ряд, который присущ английскому термину «skill».

Итак, различают два типа навыков – «hard skills» и «soft skills» («жесткие навыки» и «гибкие навыки»). Hard skills – это часть набора навыков, которые требуются для работы и профессиональной реализации. Эти навыки можно отнести к конкретному виду деятельности, и именно их в первую очередь указывают в требованиях к соискателю в описаниях вакансий. Жесткие навыки приобретаются людьми в рамках традиционного классического образования, к которому относят среднее, среднеспециальное, высшее, курсы повышения квалификации, краткосрочные курсы обучения специальностям, а кроме того, в процессе обучения непосредственно на рабочем месте.

Жесткие навыки – это конкретные способности и знания, которые человек будет использовать в своей работе.

Пример

Для копирайтера жесткими навыками являются грамотность, умение писать тексты и использовать различные стилистические техники, навык продаж с помощью текста и т.п. Жесткими навыками врача-офтальмолога являются знание анатомии и физиологии органов зрения, владение методами диагностики и лечения, осведомленность о симптомах других болезней, которые могут дать осложнения на глаза, и т.п.

Жесткие навыки достаточно легко определить, оценить и измерить. Система обучения жестким навыкам – это регламентированный процесс, который состоит из определенной последовательности шагов, а знания, которые входят в систему жестких навыков, возможно освоить.

К сведению

Еще с конца XIX и на всем протяжении XX века классическая система педагогики (обучения детей) и андрагогики (обучения взрослых) была ориентирована на обучение людей жестким навыкам. Приоритетной задачей в XX веке вовсе было массовое обучение чтению, счету и письму, так как на тот момент это было крайне востребовано (вспомните хотя бы вечерние школы для работающего взрослого населения). После школы следовало специализированное образование, призванное дать навыки, которые требуются для освоения определенной профессии и устройства на работу. Задачи, с которыми сталкивалось большинство работающего населения в то время, с течением времени менялись незначительно. Поэтому однажды полученного базового образования хватало на всю трудовую карьеру, конечно, при условии постоянного оттачивания навыка в рабочем процессе. Например, на заводе у станка либо в качестве врача в больнице или поликлинике и даже при поэтапном продвижении по карьерной лестнице внутри одной специальности.

«Каждому времени свои песни…» Так и требования к массовому обучению жестким навыкам появились не на пустом месте. Подготовленные специалисты понадобились в большом количестве в связи с промышленной революцией. По всему миру шел экономический рост, открывались все новые и новые заводы и фабрики.

В начале XXI века можно было уже констатировать, что задача, которая ставилась перед образовательными учреждениям по всему миру, по сути, была решена, так как безграмотность населения перестала являться проблемой. В соответствии с данными ЮНЕСКО, к 2014 году 85,3% населения планеты владели базовым уровнем грамотности, при этом среди молодежи этот показатель набрал 90,6%.

В XXI веке экономические и технологические факторы изменились значительно, впрочем, как и образ жизни людей. Это значит, что на глобальном рынке трудоустройства начался спрос на новые индивидуальные и коллективные навыки. В 2002–2010 годах «Partnership for 21st Century Skills (P21)» (американская некоммерческая ассоциация, в которую входят Департамент образования США, общественные организации, ведущие корпорации) разработала модель «4К: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа» («Four Cs of 21st century learning: critical thinking, communication, collaboration, and creativity»), которая теперь широко применяется во всем мире. Как показывают различные исследования, именно эти означенные четыре компетенции в настоящий момент являются основополагающими для современного человека.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?

Что делать работодателю, если в качестве кандидата на вакансию к нему обращается специалист, имеющий в своем активе увольнение по статье? Нужно ли сразу отказывать такому кандидату в приеме на работу? В каких случаях действительно важно учитывать увольнение сотрудника по инициативе работодателя? Наконец, что делать, если сотрудник скрыл от работодателя, что с предыдущего места работы был уволен по статье? Разбираем на конкретных примерах.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.