Любая проверка – это стресс. Проверка контролирующих органов – особенно. Читайте психологические советы специалиста о том, как не бояться налоговика и правильно себя вести при проверке. Автор расскажет, почему проверяющие любят поиздеваться, заставляя сидеть в тесных и душных помещениях, судорожно изучать документы и пр.
Во время проверки контролирующими организациями бухгалтер должен понимать психологию проверяющих и держать под контролем свои эмоции, чтобы правильно выстроить собственную линию поведения. О том, как это сделать, поговорим в статье.
С точки зрения организации труда работа бухгалтера отличается от других профессий. С одной стороны, рутинная работа, когда нужно кропотливо копаться в цифрах и других данных. Причем часто – в условиях хронического цейтнота, ведь времени всегда не хватает, когда приближается период отчетов. А с другой стороны, когда приходят представители контролирующих структур (например, налоговая инспекция), нужно обладать изрядной стрессоустойчивостью, иметь самообладание, уметь, как говорят японцы, «сохранять лицо» и правильно выстроить коммуникации с проверяющим.
Люди вообще не любят, когда их проверяют. Вспомните школьные годы: стояние у доски, пересказ домашнего задания, контрольные работы или экзамены. Одни краснеют, другие бледнеют, иногда становится трудно дышать. В общем, хорошего мало. Мы стараемся избежать оценки нашей работы любыми путями: прогуливаем, отлыниваем, «заболеваем», придумываем себе «уважительные причины» – лишь бы не подвергаться оценке других людей (учителей, начальства, контролеров).
Тем не менее, грамотно общаясь с людьми из налоговой инспекции или другой государственной структуры, можно свести стресс к минимуму и даже извлечь пользу. Для этого нужно знать, во-первых, психологию проверяющего и, во-вторых, владеть навыками саморегуляции.
Психология проверяющего
Проверяющие подчас могут вести себя довольно жестоко. Для человека, которого подвергают проверке, болезненным является не сам факт оценки результатов его работы, а поведение другого лица – человека, который обладает властью и авторитетом и воспринимается как эксперт. Будучи проверяемыми, мы можем даже задаваться вопросом, почему контролеры так жестоки, так дотошны и все время недовольны?
Иногда может появляться мысль о том, что представитель госструктуры – прирожденный садист, изощренный в психологических пытках....