Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Бизнес становится все более сложным и предъявляет высокие требования ко всем сотрудникам. Нам приходится работать не только в рамках своей специализации, но и разбираться в других, параллельных областях. Бухгалтеру тоже надо понимать работу предприятия - как «делаются деньги», то есть какова цепочка продаж и обслуживания клиентов, каким образом доставляется товар, как функционирует производство.

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд, это необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. У него есть стандарты бухучета, план счетов и налоговое законодательство. Регламенты универсальны и применимы в любом виде деятельности, куда бы ни пришел бухгалтер - на производство, в банк, магазин.

Однако мы не согласимся с таким очевидным ответом. Во-первых, бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии. Ее задача - не допустить перерасхода ресурсов - денежных средств и нематериальных активов. А это значит, необходимо понимать, где могут образоваться «утечки». Для этого надо хорошо знать бизнес. В чем-то функция бухгалтерии пересекается с деятельностью службы безопасности, потому что и то и другое подразделение предотвращают хищения.

Во-вторых, главный бухгалтер - руководитель, который выстраивает взаимодействие бухгалтерии с другими подразделениями. Чтобы не было конфликтов и недопонимания, неплохо, если все говорят на одном языке. Поэтому хорошо, когда главбух умеет не только оперировать статьями НК РФ, но и говорит с генеральным директором о работе организации, обслуживании клиентов, понимает принципы маркетинга и т.д.

В-третьих, бухгалтерия работает по тем же законам, что и предприятие. В учете тоже есть разделение труда, нормирование, планирование и другие моменты, связанные с управлением подразделением.

Существует несколько подходов, описывающих работу предприятия. Все они показывают науку управления с разных сторон. Есть, например, направление, которое рассматривает организацию как систему, которая развивается по определенным законам (целостность, эмерджентность1, структура, закон развития систем). Зная логику существования системы, мы можем управлять организацией: прогнозировать, планировать, контролировать. Школа отношений рассматривает разные аспекты существования коллектива и сотрудника в коллективе, отношений «руководитель - подчиненный». Есть функциональное направление, с точки зрения которого организация выполняет ряд функций: планирование, прогнозирование, контроль, координация и т.д.

Одним из интересных и наиболее практичных подходов является процессный подход. Он рассматривает организацию как совокупность бизнес-процессов. Ну и, кроме того, если предприятие сертифицировано и работает по системе ИСО2, то процессный подход бухгалтеру нужно знать обязательно, поскольку он лежит в основе этой системы.

Суть процессного подхода

У этого направления много авторов. Сложно даже сказать, кто первым употребил термин «бизнес-процесс». Да и сам подход менялся по мере возникновения...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите МАКСИМАЛЬНУЮ скидку именно сейчас!
Годовая подписка 2022 на любую версию журнала (бумажную, электронную, Комплект с доступом к базе знаний) по самой низкой цене.

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Учимся правильно шутить: приемы и техники для бухгалтера

Не секрет, что смешную историю можно рассказать по-разному. Есть люди, которые могут вызвать шквал смеха, поведав коллективу простейший и известнейший детский анекдот про Вовочку и учительницу. Однако большинству людей это не удается. В то же время прослыть остроумным человеком можно, если соблюдать несколько простых правил.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Симпатии и антипатии: как бухгалтеру управлять отношениями в коллективе

Любому руководителю, и главбуху в том числе, важно понимать, в чем причины того или иного отношения людей друг к другу. Воспитание, внешняя привлекательность, профессиональная и социальная компетентность и даже везение могут быть основой как для неприязни, так и симпатии. Причем бухгалтеру нужно научиться влиять на вектор отношений между людьми, используя различные приемы.