Искать и отбирать сотрудников при наличии в организации службы персонала несложно: достаточно подать заявку на подбор и ждать, когда «посыплются» резюме и анкеты. Если же такой службы нет, то руководителю подразделения приходится делать все самостоятельно. Как бухгалтеру найти сотрудников в свой отдел, поместить грамотное объявление о наборе персонала, провести собеседование, составить тестовое задание и пр.?
Чтобы найти хороших сотрудников, одного желания мало, необходимо правильно разместить объявления, грамотно провести собеседования и адекватно оценить кандидатов. В общем, нужно знать технологию подбора, основные этапы процесса и возможные ошибки, которые можно допустить при найме новых работников.
Рано или поздно бухгалтер делает карьеру – становится старшим, главным, заместителем главного, то есть выступает в роли управленца, менеджера, который возглавляет коллектив, обучает, поощряет и наказывает и – самое главное – нанимает работников.
Искать и отбирать сотрудников при наличии в организации службы персонала несложно – достаточно подать заявку на подбор hr-специалисту и ждать, когда «посыплются» резюме и анкеты. Но hr-подразделения есть далеко не в каждой компании, а в небольших фирмах о них и не слышали. Менеджер по персоналу обычно есть в организациях, где штат сотрудников превышает 50 человек, да и то лишь там, где бывает хоть какое-то движение персонала, где люди часто увольняются и принимаются на работу.
В крупных организациях менеджер по персоналу далеко не всегда помощник главбуху, иногда он подбирает только фронт-персонал, где традиционно сохраняется высокая текучесть, а офисные вакансии «достаются» руководителям подразделений. В общем, все зависит от конкретной компании и от политики руководства в отношении подбора персонала. Но в любом случае бухгалтеру лучше рассчитывать на собственные силы, уметь размещать грамотные объявления о наборе персонала, проводить собеседования, уметь составить небольшое тестовое задание и т.д.
Подбор начинается с определения требований
С точки зрения формулирования профессиональных требований, профессия бухгалтера, пожалуй, наиболее проста. Деятельность сотрудника бухгалтерии регламентирована законодательством и профессиональными стандартами. Да и в целом работа бухгалтеров в различных организациях похожа (или, как минимум, не сильно различается). Тем не менее специалисту, занимающемуся подбором сотрудника бухгалтерии, стоит лишний раз вспомнить, какими конкретными знаниями и навыками должен обладать кандидат. Желательно примерно определить также объем, глубину знаний той или иной области бухучета и в целом работы бухгалтера.
В качестве примера рассмотрим, как обычно формулируют требования для той или иной должности и как это можно делать, если уточнить объем требований: 
В принципе можно не напрягаться и формулировать требования более размыто и общо, но в таком случае мы получим большое количество откликов на объявления о вакансии, а чтобы среди огромного количества найти нужное резюме, придется затратить много времени. Формулируя требования, нужно держать в голове, чему мы можем научить сотрудника (т.е. имеем для этого время и прочие ресурсы), а чему нет.
Итак, составляем требования насколько возможно точно, это позволит нам избежать головной боли на последующих этапах.
Размещаем объявления
Где лучше всего давать объявления? Многое зависит от региона, активности СМИ в этой местности, бюджета, выделенного на поиск сотрудника, и от того, какой технологии подбора мы будем придерживаться, заполняя ту или иную вакансию.
В каждом регионе есть какое-нибудь печатное издание, где объявления, в том числе и о работе, размещаются бесплатно. Можно дать объявление туда, однако здесь есть минусы: во-первых, объявление может...