В психологии есть понятие «типологии личности». Это способ деления людей на категории, чтобы с ними было легче общаться. Бухгалтеру важно знать, к какому типу личности относится начальник, чтобы успешно с ним решать возникающие вопросы.
Чтобы договориться с начальником, его нужно понять. Поведение человека зависит от многих факторов и, не в последнюю очередь, – от ценностей, установок и воспитания. Давайте разберемся в этом подробнее.
О взаимоотношениях начальников и подчиненных можно говорить бесконечно. Тема эта неисчерпаема, как космос. Ее обсуждают везде – и на работе, и в семейном кругу, и с друзьями. Работники часто считают, что к ним относятся несправедливо и эксплуатируют, а потому недолюбливают начальство. Народный фольклор богат историями о глупых и жадных начальниках и смекалистых работниках1. Но какими бы ни были руководители, с ними приходится считаться. А для этого нужно хорошо разбираться в их психологии. Для главного бухгалтера взаимоотношения с руководством – основа нормальной работы. Если нет контакта, то из организации можно уходить. Слишком велики психологические и моральные издержки.
В психологии есть понятие «типологии личности». Это способ деления людей на категории, чтобы с ними было легче общаться, управлять ими и т.д. В маркетинге, например, говорят о различных типах с точки зрения потребительского поведения. В управлении персоналом подчиненных разделяют на разные типы с точки зрения мотивации, профессионального опыта и т.д. Мы тоже попытаемся «классифицировать» руководителей. Но при этом сделаем небольшую оговорку. «Измерить» личность тестами или описать схемами можно лишь отчасти. Человек постоянно меняется. Но можно составить приблизительное описание типов, которое поможет в общении.
Как появляются разные типы начальников
Для руководителя определяющими являются воспитание в раннем возрасте и карьера.
Детство
На человека в процессе жизни влияет множество факторов, которые создают впоследствии неповторимый стиль отношений с окружающими, определяют ценности и приоритеты. Большое значение имеет то, как воспитывали ребенка в раннем детстве, до 5–7 лет. Если он рос в нормальной, полной семье, то, с большей вероятностью, вырастет адекватным взрослым, будет хорошим руководителем и исполнителем.
Что такое нормальная семья? Где никто из родителей не злоупотреблял алкогольными напитками, не подавлял физически или психологически. Дети очень впечатлительны и, как губка, впитывают из окружающей среды эмоции, фразы, настроения родителей. Потом, уже во взрослом возрасте, они ведут себя точно также как их родители.
Про самодурство коммерческого директора российской торговой компании ходят легенды. Он вырос в семье руководителя завода. Отец очень уставал на работе и, вернувшись домой, срывал на детях зло, кричал, иногда мог «поучить» и ремнем. Сына воспитывал строго – требовал самых лучших оценок в школе, а за двойки нещадно порол. Ребенок вырос и тоже стал начальником.
Коммерческий директор ведет себя на работе так же, как когда-то вел в семье его отец. Капризно кричит, переходя на визг, импульсивно увольняет и жестоко относится к подчиненным. Ужиться с таким человеком довольно трудно, поэтому менеджеры его тихо ненавидят и мечтают уволиться. Не удалась и семейная жизнь: дети ненавидят, а жена бросила.
Подобных начальников стоит пожалеть, потому что, по сути, они – обделенные люди. Родители их не любили и привили настороженное, даже озлобленное отношение к миру.
Выше мы привели негативный пример, но есть множество примеров позитивных, когда положительный детский опыт воспитывает хороших и грамотных руководителей.
Карьера
...