Бухгалтеру нередко приходится сталкиваться с агрессией со стороны коллег. Они начинают оказывать психологическое давление, говорить на повышенных тонах и с угрожающими интонациями. Поэтому для бухгалтера умение справляться с агрессией – жизненно важный навык. Читайте о том, как это сделать.
Как реагировать на враждебное поведение коллег? Ответ на этот вопрос не так уж и прост. С одной стороны, надо сохранить чувство собственного достоинства, а с другой – не усугубить конфликт. Мы постараемся разобраться, как нужно действовать в подобных ситуациях.
Ученые-этологи утверждают, что существует два вида агрессии. Межвидовая заключается в уничтожении жертвы и направлена на обеспечение питания хищника, а внутривидовая встречается у представителей одного вида и характерна для людей и большинства животных. По всей видимости, последняя способствует естественному отбору. Люди конкурируют друг с другом, даже если ресурсов для жизни вполне достаточно. Всегда можно что-то отнять и присвоить у ближнего, унизить его и тем самым хоть немного, но возвысить себя, подняться еще на одну ступеньку в иерархической лестнице.
Внутривидовая агрессия это то, с чем постоянно сталкивается современный человек, в том числе и на работе. Главный бухгалтер находится на передовой этой борьбы и зачастую подвергается весьма сильным нападкам со стороны окружающих. Скажем так, его должность вообще довольно уязвима и даже привлекательна для офисных агрессоров. Вы спросите, почему?
Во-первых, близость к руководителю вызывает не то чтобы зависть, но однозначно ревнивое отношение у многих коллег. Им кажется, что главбух пользуется преимуществами своего положения и имеет больше, чем все остальные, «неблатные» сотрудники.
Во-вторых, главный бухгалтер, по мнению многих, вставляет палки в колеса. Менеджер по закупкам хочет приобрести товар «вчерную», а главбух запрещает, требует все оформить по закону. Или руководитель планирует взять нового человека на работу, но без трудового договора. И тут надоедливый главный бухгалтер говорит свое веское «против». Менеджеры по продажам, снабженцы, начальники административно-хозяйственных отделов – все они не в восторге от требований бухгалтерии, которая, по их мнению, тормозит бизнес. Отсюда возникают конфликтные ситуации, а поскольку офисные сотрудники – люди нервные, то конфликт неизбежно проходит на повышенных тонах. Оппоненты оказывают друг на друга психологическое давление: говорят излишне громко, с угрожающими интонациями. Поэтому для главного бухгалтера умение справляться с агрессией – жизненно важный навык.
Типичные ошибки
Как мы уже сказали выше, агрессия – это особенность не только людей, но и животного мира. Агрессивность присуща нам и естественна, потому что мы тоже – часть природы. Избавиться от нее раз и навсегда не получится, значит, нужно учиться действовать в отношении других людей не столь разрушающе, а с другой стороны, принимать агрессию так, чтобы она не разрушала нас.
Мы начнем с того, как не надо реагировать на агрессивные выпады.
Надо ли «ставить на место»?
Поклонники и поклонницы псевдопсихологических сайтов, начитавшиеся статей из серии «Как стать стервой за два дня» или «Как победить этот мир», считают, что если кто-то допустил резкость, то нужно сразу дать жесткий отпор, или, как говорят политики, «асимметричный ответ».
Молодой человек, менеджер по развитию, забежал в бухгалтерию в конце рабочего дня и в ультимативном тоне потребовал, чтобы ему оформили командировку и выдали деньги. Касса была уже закрыта, и, чтобы выдать деньги, нужно было заново открывать 1С, делать расходный ордер, а до окончания рабочего дня оставалось 5 минут. Молодой человек вел себя нагло и выкрикивал угрозы, что, если его «не обслужат», то он будет жаловаться генеральному директору. Заместитель главного бухгалтера не выдержала, в резких выражениях отчитала наглеца, обильно украшая речь обидными оскорблениями, и отказалась оформлять поездку. Опешивший менеджер ушел и действительно пожаловался начальству. Руководитель компании принял сторону обиженного менеджера, так как тот не поехал в важную командировку по его поручению.