Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.
Чтобы сделать отношения с начальником продуктивными, нужно соблюдать несколько правил. Они несложные, но существенно облегчат общение с руководством. И знать о них – прямая обязанность бухгалтера, ведь он, как никто другой, общается с начальством в режиме нон-стоп.
Жизнь складывается из отношений. Мы зависим от них с детства. Будет ли пребывание ребенка комфортным в школе или детском саду определяется тем, как у него налажен контакт со сверстниками: есть ли друзья, приятели, авторитет. И чем дальше, тем больше зависимость от окружения. От того, как мы взаимодействуем с окружающими, зависит достаток, работа, душевный комфорт. Особого внимания заслуживают несколько иерархические отношения, которые выражаются в диаде «начальник – подчиненный».
Общение с начальником редко бывает простым. С функциональной точки зрения каждый делает свою работу: подчиненный подчиняется, руководитель руководит. Но это только очевидная сторона дела. Гораздо интересней то, что происходит в головах начальников и рядовых работников.
Не секрет, что руководителей не любят. Они обладают властью, закрепленной юридически, ведь трудовой договор обязывает работника выполнять распоряжения непосредственного начальника. Если же сотрудник отказывается, то к нему применяются наказания, предусмотренные трудовым законодательством. Кто же будет искренне любить человека, который приказывает и от которого находишься в зависимости? А плюс к этому руководители, бывает, ошибаются, ведь они тоже люди. И тогда возмущение подчиненных не имеет предела. «Как это так, – говорят разгневанные сотрудники, – разве может начальник ошибиться?»
Но вот парадокс, начальники тоже не очень-то любят работников! Они искренне недоумевают, почему их подчиненные делают все не так как нужно, ошибаются, забывают, нарушают, не соблюдают. «Как это так, – говорят в свою очередь линейные руководители, топ-менеджеры и главы компаний, – почему подчиненный не может выполнить приказ и сделать все как надо?»
Испокон веков идет это противостояние, хотя ни те, ни другие не могут друг без друга. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на удаленке, контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то жизнь в организации можно сделать вполне сносной.
Пять табу
Сначала поговорим о том, чего ни в коем случае нельзя делать.
1. Никогда не говори… «нет»
Начальники – люди ранимые и очень болезненно переносят отказы. И это вовсе не их вина или недостаток. Просто они на самом деле зависят от своих подчиненных, поэтому, когда им говорят, что решить проблему невозможно, это приводит их в ярость. Их можно понять. Представьте, что вы приходите домой и обнаруживаете, что свет в прихожей не горит, воды нет, вдобавок плита на кухне сломалась. Тридцать три несчастья! Будете ли вы спокойны? Нет, напротив, вы будете раздражены и расстроены и постараетесь принять меры к тому, чтобы быстрее привести все в порядок, – тогда и душевное равновесие восстановится. Примерно то же самое испытывает и руководитель.
Работник, получив задание, планирует свою работу, рассчитывает силы, поэтому более-менее спокоен. Он знает, когда надо поднапрячься, а когда можно расслабиться. Начальник, в отличие от подчиненного, всегда в ситуации если не аврала, то недостатка времени. Когда возникает проблема, руководитель должен срочно принять решение. Поэтому складывается ощущение, что начальникам катастрофически не хватает времени. Отсюда и пошел такой анекдот:
– Это надо сделать срочно!
– Когда?
– Вчера!
Генеральный директор предприятия получил распоряжение от учредителя налаживать торговые отношения с иностранной компанией. Предварительная договоренность о сотрудничестве уже была. Но для того, чтобы увериться в надежности, будущий партнер захотел ознакомиться с отчетностью, сделанной по международным стандартам. Глава компании вызвал к себе главбуха и попросил как можно быстрее ее подготовить. Но, поскольку до этого международная отчетность не велась, получил отказ. «Мы не можем этого сделать, – сказала главный бухгалтер, – мы никогда этого не делали». Тогда гендиректор вышел из себя, он накричал на сотрудницу и предложил ей поискать другое место работы. Возможно, он поступил как тиран, но компания могла увеличить оборот в два раза за счет сотрудничества с новым клиентом, и эта перспектива рушилась из-за нежелания главного бухгалтера подготовить отчетность.